В 20 километрах к югу от Рима, на том месте, где когда-то стоял город Габии, итальянские археологи обнаружили дворец, принадлежавший семейству легендарного Тарквиния Гордого (Lucius Tarquinius Superbus) – седьмого и последнего римского монарха, уступившего власть республике.
Луций Тарквиний Гордый, разгромленный в результате народного восстания в 509 году до н.э., был известен своими жестокостью и тиранией, сопоставимыми с деяниями Нерона (фото с сайта livius.org).
Как пишет объявившая об открытии итальянская газета Il Tempo, археолог Стефано Муско (Stefano Musco) обнаружил древнее здание совершенно случайно: мол, гулял на холме и нашёл торчавшую из-под земли терракотовую кисть.
Пока раскопки ещё продолжаются, и от земли полностью очищены лишь три зала дворца, но исследователи из римского университета Тор Вергата (Tor Vergata) уже с уверенностью говорят о его небывалой роскоши.
Черепица, покрывающая крышу здания, украшена множеством изображений Минотавра — эмблемой Тарквиниев. Впрочем, не до конца ясно, для кого именно было построено здание – под Тарквинием мог подразумеваться и сын правителя Секст. Также вероятно, что здание было чем-то вроде фамильной резиденции.
Найденный дворец уникален по степени сохранности. Почти все строения той эпохи (VI века до н.э) разрушали сами римляне, чтобы возвести на их месте новые. Однако в силу особенностей мировоззрения усадьба Торквиниев оказалась далеко на отшибе.
Одной из наиболее интригующих деталей для археологов стало наличие в подземельях дворца восьми круглых погребальных камер. В них были найдены останки пяти младенцев – скорее всего, мертворождённых, хотя такому субъекту, как Тарквиний, могли прийти в голову и любые другие идеи. Историки полагают, что тела служили своеобразным подношением духам, пережитком древнего ритуала.
Заметно, что здание намеренно пытались разрушить – во время бунта против царского сына Секста, правившего в Габии. Тогда дворец был разграблен и заброшен, а далее уже до наших дней оставался нетронутым.
После запечатлевшегося в народной памяти изнасилования сыном Торквиния Секстом местной красавицы Лукреции, наложившей на себя руки, – вспыхнул бунт, вслед за которым Рим стал республикой (картина кисти Тициана).