Древняя акула кусалась на порядок сильнее большой белой.
Макет челюстей мегалодона (фото с сайта wikipedia.org).
Учёные установили обладателя одних из самых мощных челюстей среди всех живых существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Им оказалась доисторическая гигантская акула мегалодон.
Эта акула вырастала до 15-18 метров в длину и весила до 110 тонн. Жила она от 18 до 1,5 миллиона лет назад.
Чтобы вычислить, какова была сила челюстей мегалодона, группа учёных во главе со Стивеном Роу (Stephen Wroe) из университета Нового Южного Уэльса (University of New South Wales) составила подробную компьютерную модель головы этой огромной рыбы, отталкиваясь от имеющихся данных по её анатомии, а также — от строения ныне живущего родственника — большой белой акулы (модель которой также воссоздали в компьютере). Были учтены самые мелкие детали хрящей и мест крепления мышц.
Так выяснилось, что большая белая обладает одними из самых мощных челюстей в современном животном мире: их сила сжатия достигает без малого две тонны (что в три с лишним раза больше, чем у африканского льва, поясняет Роу). Учёный подозревает, что самые крупные касатки и большие крокодилы могут превзойти данный показатель, но пока это неизвестно.
Однако древняя родственница «белой смерти» — мегалодон — обладала силой укуса в 6-10 раз большей! О чем свидетельствует компьютерная модель головы большой белой акулы, полученная после сканирования на томографе.
Стивен полагает, что доисторический морской великан, весящий как 30 больших белых акул, превосходил по силе укуса самого тираннозавра, которому австралийский специалист приписывает усилие в 3,1 тонны.
Тут, впрочем, имеются разногласия. Так по данным другой работы, использовавшей аналогичный приём (то есть компьютерное моделирование черепа и мышц), Tyrannosaurus rex обладал 20-тонным укусом, а значит, мог всё же поспорить с древней акулой.
В любом случае мегалодон оказался обладателем одних из самых устрашающих челюстей в истории животного мира, способных вырывать из тела жертвы огромные куски плоти. После всего лишь единственного укуса древняя акула могла спокойно ждать, пока её «обед» просто истечёт кровью, поясняет Роу.
Кстати, Роу не первый раз участвует в исследовании биомеханики укуса различных живых и вымерших существ.