Среди загадочных следов, расшифровкой которых занимаются палеонтологи, есть и так называемые Protichnites - следы древних членистоногих. Они представляют собой две параллельные цепочки ямок-следов и расположенную между ними черту, часто прерывистую, похожую на след хвоста. Но дело в том, что хвост у живых существ, в том числе и у членистоногих, находится как правило по центру и отпечаток его должен быть расположен более-менее симметрично относительно отпечатков лап животного. А среди Protichnites много отпечатков, где прерывистая полоса смещена в сторону (обычно влево) и идет у одной из цепочек вмятинок - следов лапок членистоногого.
Часть следов палеонтологи смогли уверенно связать с определенными видами членистоногих, а часть оставалось загадочными и непонятно чьими. Интересно, что такие отпечатки появляются в кембрийском периоде, встречаются на протяжении всего Палеозоя, но и в Кайнозойских отложениях попадаются очень похожие следы.
Американские палеонтологи Джеймс Хэгадорн (James Hagadorn) из Колледжа Амхёрста в Массачусетсе (Amherst College, Massachusetts) и Адольф Сайлахер (Adolf Seilacher) из Йельского университета в Коннектикуте (Yale University, Connecticut) изучили окамневшие отпечатки членистоногих из отложений верхнего кембрия в Висконсине ( Late Cambrian Elk Mound Group, Wisconsin). Это одно из самых известных мест находок следов древних морских обитателей. 500 миллионов лет назад на том месте был берег моря и в приливной зоне по поверхности ила ползали различные членистоногие. Исследованный палеонтологами тип отпечатков называется Protichnites eremita, а их работа опубликована в апрельском номере журнала "Geology".
Исследуя отпечатки, палеонтологи обратили внимание на смещенный влево прерывистый "след хвоста". Сравнив его со следами современных раков-отшельников, ученые пришли к выводу, что древние членистоногие, оставившие такие следы, несли на себе закрученную в правостороннюю спираль раковину, которая краем иногда касалась грунта.
Судя по размеру следов, раковина была небольшая и не закрывала все тело членистоногого. Зачем она была ему нужна? Вероятно, для предохранения жабр от высыхания во время путешествий по приливно-отливной зоне в периоды отлива. Под камерой возникал влажный микроклимат и животное могло спокойно перемещаться по временно обнажившемуся дну, разыскивая пищу.
Палеонтологи отмечают, что если их выводы верны, то обнаружен не только самый древний факт использования членистоногими раковин моллюсков, но и самые древние свидетельства использования живыми существами вообще каких-либо посторонних "инструментов".
На фото - следы Protichnites, поздний кембрий, Висконсин. Фото Joshua Gass