Найденный в Якутии ящер назван в честь российского палеонтолога

В Якутии обнаружены останки уникального ящера, которого одни российские палеонтологи назвали в честь другого российского палеонтолога. Неизвестный ранее вид относится к зверозубым ящерам.

То, что одни палеонтологи называют вновь открытые находки в честь своих коллег, нет ничего необычного - это общепринятая практика. Настолько общепринятая, что сложно найти палеонтолога (во всяком случае - работающего сколь нибудь долго и активно) в честь которого не назвали бы новый род или по крайней мере вид. Необычность находки в другом - это находка тогдашнего (позднеюрско-раннемелового) живого ископаемого. Но об этом - ниже.

Статья, посвященная необычной находке, ксенокретозуху Колосова - Xenocretosuchus kolossovi - была опубликована в "Докладах Академии наук" .

Ящер был назван в честь Петра Колосова - палеонтолога, доктор геолого-минералогических наук, эксперта Международного союза геологических наук по оценке объектов-кандидатов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, главного научного сотрудника Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, который уже много лет изучает местонахождение мезозойских позвоночных на ручье Тээтэ в Сунтарском районе Якутии (бассейн Вилюя). Им-то как раз и были найдены остатки нового вида.

Xenocretosuchus kolossovi относится к группе зверозубых ящеров-терапсид, которые процветали в пермском периоде, в триасе их было уже немного, а в юре и мелу (а данная находка датируется пограничными отложениями юры и мела) они уже являлись живыми ископаемыми. Он принадлежит к подотряду цинодонтов - единственному, пережившему рубеж юры и триаса.