Поксвирусы попадают в клетки организма посредством путей вывода шлаков. Согласно новому исследованию, вирус маскируется под частицы отходов, поэтому он поглощается клетками, которые отвечают за очистку от всевозможных инородных тел. Открытие в состоянии объяснить, как вирус оспы, один из семейства поксвирусов, инфицирует клетки-хозяева.
Чтобы воспроизводиться надлежащим образом, вирусы должны находить какой-то путь для встраивания их ДНК в клетки. Когда ДНК вируса встраивается в клетку, последняя становится производителем вирусов. Многие вирусы осуществляют этот удачный ход при помощи слияния с мембраной клетки для встраивания их ДНК или входа в пространство клетки через небольшие сосуды мембран. Поксвирусы могут взаимодействовать с клетками обеими этими путями, однако ученые пока не уверены точно, как вирусы попадают внутрь клетки.Используя оптический микроскоп, исследователи из Швейцарского федерального технологического института Цюриха, наблюдали за тем, как помеченный флуоресцентной меткой вирус коровьей оспы – менее опасного брата вируса оспы – мигрирует относительно целевых клеток. Вирус пытается проникнуть через шароподобную структуру или пузырь, на поверхности клетки, которая обычно формируется во время движения клетки, деления или смерти. Исследователи обнаружили, что они могут заблокировать доступ инфекции к клетке при помощи нарушения процесса питья клетки, благодаря которому клетки потребляют жидкости через сосуды мембраны. Результаты показывают, что вход вируса в клетку зависит от этого процесса. Ранее такая же модель проникновения была показана нами, говорит клеточный биолог и ведущий автор Мэрсэр. Вирус может использовать этот способ, т.к. он очень большой для прохода в маленьких сосудах мембран, в отличие от других вирусов, которые обычно входят в клетку.
Т.к. большинство клеток также использует механизм клеточного питья для поглощения остатков старых клеток, группа была чрезвычайно удивлена, когда обнаружила, что вирус маскируется под мертвого. Они обнаружили, что поверхность вируса покрыта фосфатидилсерином – липидом, который также позволяет идентифицировать себя мертвой клеткой подобно отходам. Удаление липидов с поверхности вируса останавливает развитие инфекции, и наращивание вирусом слоя фосфатидилсерина возобновляет его. Результаты показывают, что вирус «более умный, чем обыкновенное мышление», т.к. он пользуется процессами сбора отходов, присущими практически всем клеткам, говорит Мэрсэр.
Изучение раскрывает некоторые необычные факты, касающиеся поксвирусной инфекции, говорит Грант Мак Фаддэн, врач-сирусолог из Университета Флориды, Гэйнсвилл. Оно показывает, что вирус «воспользовался некоторыми фундаментальными механизмами, происходящими в клетке». Жакомин Крийнс-Локер, клеточный биолог из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Хиделберге, Германия, считает, что для точного выяснения пути проникновения вируса в клетку необходима техника с очень высоким разрешением, как, например, электронная микроскопия. Мэрсэр утверждает, что такие исследования уже проводились, но в настоящей публикации отсутствуют.