Демографы, представляющие австрийские и американские исследовательские организации, уточнили прогнозы старения населения. К концу века средний возраст увеличится с 26,6 до 45,6 лет, а доля пожилых людей старше 60 лет перевалит за треть. Больше всего постареет население Японии и Океании, а также Европы (включая европейскую часть России) и Китая.
|
Однако можно пересчитать эти характеристики в более объективных, по мнению авторов, но непопулярных нынче показателях, связанных с нормой дожития. К таким показателям относится, например, доля людей, которым осталось жить 15 лет и меньше, или время дожития человека средней возрастной группы. Авторы также предлагают использовать показатель стандартизованного среднего возраста — это средний возраст человека образца 2000 года, которому осталось жить столько же, сколько представителю средневозрастной группы в рассматриваемом году. Расчетный стандартизованный средний возраст дожития будет расти существенно медленнее: 31,1 год к 2050 году и 32,9 к 2100 году. Последняя цифра очень близка к стандартизованному среднему возрасту в Китае в 2005 году, то есть среднемировое время дожития будет примерно таким же, как в современном Китае. Однако, как ни крути, старение популяции неизбежно, и тенденции в изменении всех показателей старения — хоть с нормой дожития, хоть без нее — сохраняют единообразную динамику.
|
Согласно вероятностным расчетам, до середины 30–40 годов текущего столетия средний возраст и доля пожилых людей будет расти с ускорением, а во второй половине века старение замедлится. Вероятность такой картины составляет 88%. При расчетах вероятностей учитывался весь диапазон неопределенностей темпов рождаемости и увеличения продолжительности жизни. (Возможно, политики и астрономы внесут поправки на вероятность падения трехкилометрового метеорита или развязывания третьей мировой войны, которые в расчет не принималась.)
Для дополнения общей картины ученые рассчитали и долю людей старше 60 лет в будущем населении. Вероятность, что к середине века доля таких пожилых людей перевалит за треть населения, составляет для Японии и Океании 98%, чуть меньше для Восточной Европы, включая и европейскую часть России, для Западной Европы — 82%, для Китая — 69%. В Северной Америке вероятность такого исхода составляет только 20% и еще меньше она для регионов Азии и Латинской Америки. Для Африки, где в настоящее время около 44% населения составляют дети и подростки младше 15 лет, вероятность увеличения доли пожилых людей до одной трети к середине столетия равна нулю.
|
Естественно, в разных частях света рождаемость и продолжительность жизни комбинируются по-разному, и потому прогнозируются разные темпы старения населения в разных странах. На сегодняшний день самое старое население в Японии и Океании. Там средний (в данном случае средневзвешенный) возраст по данным на 2005 год составляет 41,6 года. Немного моложе население в Западной и Восточной Европе — 39,1–38,4 года, еще ниже средний возраст современных североамериканцев — 37 лет, Китай — 33,2 года, Южная Азия и Средний Восток — 27,1–25,1 года. При этом средний возраст по всему миру составляет 30,4 года.
Через 100 лет соотношение средних возрастов в разных регионах не изменится. Соответствующие показатели прогнозируются такие: 57,7 лет Япония и Океания, 53,5–52,4 года — Европа, 51,2 год — Китай, 49,5 лет — Северная Америка и 47,3–46,6 лет — азиатский регион. Увеличится и доля пожилых людей : от 34 до 51% в Японии и Океании, а в Северной Америке от 17 до 39%. Между этими значениями расположены соответствующие показатели для Европы и Китая.
Зато немного варьируют тенденции в показателях дожития. Так, в целом по миру стандартизованный возраст дожития немного увеличивается, значит согласованно изменяются продолжительность жизни и средний возраст населения. А в Северной Америке в противовес глобальным тенденциям стандартизованный возраст дожития снижается, поскольку его темпы роста значительно уступают темпам роста среднего возраста населения. Такой эффект демографы получили в результате учета интенсивной иммиграции молодых людей в Америку и оценив будущие потоки миграции не ниже современного уровня.