|
Митохондриальная ДНК (мтДНК), наследуемая только по материнской линии, традиционно используется для эволюционных реконструкций. Так, анализ различий между нуклеотидными последовательностями мтДНК современных людей позволил обосновать мнение о том, что общая праматерь человечества («митохондриальная Ева») проживала в Африке 100-200 тысяч лет назад. Об исследованиях такого рода «Элементы» писали неоднократно, так же как и о трудностях интерпретации получаемых результатов и неоднозначности выводов (см. подборку ссылок внизу). Та же «митохондриальная Ева» была, безусловно, не первой и не последней женщиной, чья кровь течет в жилах всех ныне живущих людей. Тем не менее сравнительный анализ мтДНК остается ценным инструментом для изучения древней человеческой истории наряду с множеством других методов.
Антропологи и генетики из Австралии, Великобритании, Швеции и Швейцарии сообщили в октябрьском номере журнала American Journal of Physical Anthropology о новых результатах, полученных в ходе сравнительного анализа последовательностей мтДНК австралийских аборигенов. В дополнение к 20 митохондриальным геномам аборигенов, прочтенным ранее, исследователи определили полные последовательности нуклеотидов мтДНК еще у 8 представителей коренного населения Австралии. Кроме того, использовались неполные последовательности мтДНК 41 аборигена. В исследованную выборку попали жители разных районов Австралии (в том числе и пока неизученных в генетическом отношении).
Имеющиеся у современных людей варианты мтДНК подразделяются на три «макрогруппы»: L1, L2, L3, причем первые две встречаются только в Африке. Макрогруппа L3, в свою очередь, делится на ряд групп. Представители двух из них (M и N) вышли из Африки 60-80 тысяч лет назад и широко расселились по Евразии. Всё современное неафриканское человечество — потомки этих выходцев из Африки (необходимо еще раз подчеркнуть, что здесь очень важна точность формулировок: мы все — действительно их потомки, но это не значит, что мы потомки только этих людей и больше никаких; смешение этих сравнительно поздних выходцев из Африки с более древним евразийским населением отнюдь не исключается результатами анализа мтДНК).
Таким образом, всё неафриканское человечество относится к двум большим «митохондриальным» линиям: M и N, и австралийцы не оказались исключением. Ученые показали, что все известные на сегодняшний день варианты мтДНК австралийцев распадаются на пять групп: AuB, AuA, AuC, AuD, AuE, причем первая группа принадлежит к линии M, а четыре другие — к N. Все пять групп, по-видимому, встречаются только в Австралии, хотя для окончательных выводов изученная выборка слишком мала.
Анализ подтвердил, что Австралия была заселена очень давно (не менее 40 000 лет назад). Это соответствует археологическим данным, согласно которым люди жили в Австралии уже 50 000 лет назад (Bowler et al. New ages for human occupation and climatic change at Lake Mungo, Australia // Nature. 2003. V. 421. Issue 6925. P. 837-840). Вскоре после появления людей в Австралии произошло массовое вымирание почти всех крупных местных животных, что многие исследователи связывают с негуманными методами охоты древних австралийцев (см. «Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена»). Впрочем, недавние находки показали, что вымирание мегафауны, возможно, протекало не столь стремительно и растянулось на десяток тысячелетий (Trueman et al. Prolonged coexistence of humans and megafauna in Pleistocene Australia // PNAS. 2005 Jun 7. 102(23):8381-5. Epub 2005 May 31).
Число первопоселенцев, вероятно, было довольно велико, и они были достаточно разнообразны в генетическом отношении (этим объясняется, в частности, присутствие в Австралии обеих «глобальных» линий — M и N). Некоторые признаки указывают на родство первопоселенцев Австралии с древними обитателями Новой Гвинеи.
Данные по мтДНК не дают оснований предполагать, что в более поздние эпохи имели место новые волны переселения в Австралию из других регионов (или в обратном направлении). Это несколько противоречит данным, полученным ранее на основе анализа Y-хромосомы австралийцев. Согласно этим данным в течение последних 10 000 лет в Австралию проникло какое-то количество выходцев из Индии. Это несоответствие может объясняться множеством причин (пришельцы из Индии могли быть мужчинами, а если с ними и были женщины, они могли не оставить прямых потомков по женской линии). Похоже, австралийцы оставались генетически изолированными от остального человечества большую часть своей истории. Более того, значительная степень изоляции имелась также и внутри самой Австралии между разными ее регионами. Это подтверждается резко неравномерным распределением генетических вариаций по территории Австралии.
Кажется удивительным, что после первой, очень древней и, по-видимому, многочисленной волны переселенцев, Австралия оказалась отрезанной от мира на десятки тысяч лет, и никто (или почти никто) больше не переселялся туда даже из соседних регионов, таких как Новая Гвинея.
Авторы указывают, что все сделанные выводы носят предварительный характер. Для их уточнения необходимо собрать гораздо больше материала, а это не так-то просто. Судя по некоторым фразам из цитируемой статьи, целый ряд социально-политических и культурологических факторов в настоящее время препятствует массовому сбору необходимых анализов (проб крови) у коренных австралийцев.