Умер Сергей Старостин

30 сентября умер выдающийся российский лингвист Сергей Анатольевич Старостин. Ему было всего 52 года. Фото с сайта philol.msu.ru.

30 сентября 2005 года после лекции в РГГУ от сердечного приступа умер Сергей Анатольевич Старостин. Выдающийся лингвист. Один из тех ученых, благодаря кому — в их областях — российская наука остается безоговорочно лучшей в мире.

Доктор филологических наук, член-корреспондент АН РФ, создатель целых направлений в сравнительно-историческом языкознании. Человек, бесконечно доброжелательный и простой в общении. Полиглот, еще в школьные годы выучивший десятки языков, а к своим пятидесяти с небольшим годам потерявший им счет. Гордость ОСиПЛа — Отделения структурной (ныне теоретической) и прикладной лингвистики филфака МГУ, которое он закончил. Директор учебно-научного центра компаративистики Института восточных культур Российского государственного гуманитарного университета.

Было совершенно непонятно, как он успевает сделать всё, что успевает. Он составил словари и выполнил реконструкцию праязыков нескольких языковых семей и макросемей — то есть обработал и систематизировал материал сотен языков. Как-то почти мимоходом запрограммировал полноценный синтаксический анализатор для русского языка — задача, которая так и не была решена за десятилетия работы над машинным переводом. Созданное им рабочее место лингвиста — система «Старлинг» — уже более 10 лет верой и правдой служит десяткам ученых.

Его любимое детище в последние годы — российско-американский проект «Эволюция языка» (Evolution of the Human Languages), координируемый Институтом Санта-Фе. (Инициатором проекта, кстати, стал Марри Гелл-Ман (Murray Gell-Mann) — нобелевский лауреат по физике, автор теории кварков, один из основателей института и страстный любитель лингвистики.) Сергей Старостин соединял несоединимое — российскую и американскую школы компаративистики, очень разные по стилю исследований; лингвистику и археологию, палеоантропологию, генетику.

Огромная задача изучения дальнего родства языков требует множества рабочих рук. Сергей Анатольевич делал всё возможное для того, чтобы их хватило на все известные макросемьи языков. Одной из самых малоизученных — дравидийской — занимается его сын Георгий. Сергею Старостину удалось сделать главное — создать школу. Теперь — несмотря на всю тяжесть и невосполнимость утраты — его дело не остановится. Он много раз говорил, что у всех ныне существующих человеческих языков, скорее всего, был общий предок. Теперь к этому общему праязыку человечества предстоит пробиваться его ученикам.

Редакция «Элементов» выражает глубокое соболезнование родным и близким Сергея Старостина, всем российским лингвистам, компаративистам всего мира.

Похожие статьи: