|
Подведен итог четырехлетнего международного исследовательского проекта Millennium Ecosystem Assessment («Оценка экосистем на пороге тысячелетия»). В небывалом по масштабам исследовании состояния экосистем Земли участвовали более 1300 ученых из 95 стран. Вчера в Лондоне опубликован сводный доклад, объединяющий данные из различных регионов мира.
Результаты, как и следовало ожидать, неутешительные: влияние человеческой деятельности на экосистемы достигло критического уровня, и в ближайшие 50 лет возможно резкое ухудшение.
В Сводном докладе об оценке экосистем на пороге тысячелетия делаются четыре главных вывода.1. За последние 50 лет люди изменяли экосистемы быстрее и сильнее, чем в любой другой период истории цивилизации.
В основном эти изменения были направлены на удовлетворение быстро растущего спроса в продуктах питания, питьевой воде, древесине, волокнах и топливе. После 1945 года в сельскохозяйственные земли было преобразовано больше земель, чем в XVIII и XIX веках вместе взятых. За последние 20 лет в почвы внесено столько же синтетических удобрений, сколько за предыдущие 80. По сравнению с 1960 годом количество питьевой воды, ежегодно отбираемой из подземных резервуаров, выросло вчетверо, а из открытых водоемов — вдвое. За последние 35 лет уровень добычи морской и океанической рыбы вырос более чем на 40%. Примерно за это же время мы потеряли треть массива мангровых деревьев и более четверти коралловых рифов.
По словам экспертов, это привело к значительной и в целом необратимой потере разнообразия жизни на Земле. Темпы вымирания земной флоры и фауны ускорились за последнее время примерно в тысячу раз по сравнению с «нормальным» уровнем доисторических времен. В результате от 10 до 30 процентов всех видов млекопитающих, птиц и земноводных оказались под угрозой исчезновения.
2. 15 из 24 важнейших «экосистемных услуг», поддерживающих жизнь на планете (таких, как регулирование запасов питьевой воды, рыбных запасов, качества воздуха и воды, регулирование регионального климата и борьба со стихийными бедствиями и вредителями) подвергаются чрезмерной эксплуатации и постепенно деградируют.
За последние 50 лет усилились лишь четыре вида экосистемных услуг: наряду с повышением урожайности культур, поголовья скота и продукции аквакультуры, авторы доклада видят прогресс и в глобальном регулировании климата (за счет ограничения выброса углерода). Два вида услуг — рыбные запасы и запасы питьевой воды — находятся гораздо ниже того уровня, который может обеспечить потребности нынешнего поколения, не говоря уже о будущих.
3. Деградация экосистемных услуг может еще больше усугубиться в первую половину нынешнего столетия
Во всех четырех возможных будущих сценариях, рассмотренных учеными, видны перспективы в деле ликвидации голода, однако успехи в этой области достигаются гораздо более медленными темпами, чем планировалось ранее.
Эксперты предупреждают о том, что изменения в экосистемах, такие как обезлесение, увеличивают риск эпидемий малярии и холеры, а также повышают вероятность появления новых заболеваний. Возможно быстрое исчерпание рыбных ресурсов (как это случилось в 1990-х у восточного побережья Канады в результате чрезмерного вылова трески), резкое ухудшение качества питьевой воды, региональные изменения климата.
4. Задача прекращения деградации экосистем при одновременном удовлетворении растущих потребностей в экосистемных услугах может быть решена при некоторых сценариях — путем существенных изменений политики и институциональной структуры, однако эти изменения масштабны и в настоящее время даже не предусматриваются.
В докладе говорится о том, что существуют различные возможности для сохранения или усиления тех или иных видов экосистемных услуг таким образом, который уменьшает негативные побочные эффекты или оказывает благотворное влияние на другие экосистемные услуги. К примеру, охрана лесов не только обеспечивает сохранение живой природы, но и обеспечивает питьевую воду и способствует сокращению выбросов углерода.