Американские археологи детально описали находки нескольких стоянок на островах Санта-Роза и Сан-Мигель (Калифорния), возраст которых 12 800–11 500 лет. Эти стоянки уникальны своим местоположением: они расположены у берега, но подняты относительно высоко над уровнем воды; все другие прибрежные поселения того периода сейчас оказались под водой, так как за прошедшие тысячелетия уровень моря значительно поднялся. Древние обитатели островов охотились на морских птиц, ловили рыбу и морского зверя, собирали моллюсков. Они были способны на длительные путешествия по морю и по суше, а особенности их орудий косвенно свидетельствуют об их вероятном происхождении не от широко распространенной кловисской культуры материковых палеоиндейцев, а от докловисской культуры североазиатских племен.
|
Археологические находки, относящиеся к древнейшей американской индустрии, получили название культуры Кловис (см. Clovis culture). Это разнообразные остроконечники, ножи и другие каменные, обсидиановые и костяные орудия, приспособленные для охоты и разделки туш крупных животных. Современное датирование кловисских артефактов относит их в основном к XIII–XI тысячелетию. Культура Кловис поразительно быстро распространилась по обоим американским континентам и, затем, пережив бурный расцвет, за несколько сотен лет сошла на нет.
Какова была культура палеоиндейцев в докловисские времена? Действительно ли распространение палеоамериканских пионеров шло двумя волнами — сначала по побережью, а затем вдоль Скалистых гор? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Самое главное препятствие в решении их — географическое. Если древнейшие мигранты двигались вдоль побережья и поддерживали традиции приморского хозяйствования, то от их поселений и орудий мало что могло остаться, так как уровень моря за прошедшие тысячелетия сильно поднялся. Все возможные остатки оказались под водой и на значительной глубине. Так что пока перспективными направлениями поисков первых «следов» палеоиндейцев на их континенте считаются два основных — подводная археология и обследование прибрежных, но относительно возвышенных местонахождений. К последним относятся два замечательных местонахождения на островах Чаннел: Санта-Роза (Santa Rosa Island) и Сан-Мигель (San Miguel Island). 13 000 лет назад эти острова представляли собой единый, относительно большой остров, который располагался от берега в 7–20 км.
|
Местонахождения на этих островах были открыты еще в 1960-е годы, и с тех пор там ведутся интенсивные археологические работы. Исследования археологов привели к открытию в 2008 году трех новых стоянок, и теперь команда ученых, представляющих 9 научных и учебных заведений США, под руководством Йона Эрландсона из Орегонского университета, суммировала данные по этим открытиям.
|
Отсутствие на островах роющих животных дало ученым уникальную возможность установить точное местоположение артефактов и уверенно датировать их послойно. Находки острова Санта-Роза датируются примерно 13 000±200 лет, а на Сан-Мигель — 11 500±200 лет. Хотя остатки флоры и наземной фауны не так уж и многочисленны и разнообразны (островная флора и фауна в любом случае остается относительно бедной, а хищников не было вовсе), но зато насколько изобильными оказались свидетельства морских пиршеств древних островитян! Удивляться тут нечему: жителей небольших островов кормит море, и их культура будет приспособлена к этому образу жизни.
Стоянка на Санта-Розе была расположена в болотистых низовьях каньона Арлингтон, примерно в 5–7 километрах от берега и на высоте примерно 75 м над уровнем моря (кстати, именно там в 1959 году были найдены кости человека, геологический возраст которых 13 000 лет; см. Arlington Springs Man). Предполагается, что это была сезонная стоянка, так как в кухонных остатках нет раковин моллюсков, зато нашлось множество костей гусей, которые прилетают сюда на зимовку. Впрочем, изобилующие птицами болотистые подножия каньона вполне могли привлекать группы охотников и в другие сезоны. Тут были канадские и снежные гуси, бакланы, альбатросы. Островитяне, судя по анализу кухонных куч, охотились не только на птиц, но и на морского зверя, а также ловили рыбу. Их охотничьи орудия были вполне приспособлены к такому хозяйству — кроме бифасов нашлись гарпунные наконечники, полукруглые серповидные кремни, которые, по всей вероятности, служили для ловли птиц. А обсидиановый инструмент для изготовления орудий был, как оказалось, принесен охотниками с материка, из района вулканического поля Косо (см. Coso Volcanic Field), расположенного на севере пустыни Мохаве. Чтобы попасть на остров, этому обсидиану понадобилось переместиться на 300 км от места своего происхождения.
На острове Сан-Мигель были обследованы две стоянки, более обширные, чем на Санта-Розе. Они также располагались довольно высоко над морем (60–75 м) и в 1–2 километрах от берега. Здесь также обнаружены во множестве заостренные наконечники, бифасы, серповидные орудия, гарпунные наконечники, ножи. В отличие от Санта-Розы, здесь, помимо остатков птиц и морских млекопитающих, найдены исключительно изобильные раковинные кучи. Они составлены раковинами морских моллюсков галиотисов (Haliotis), гигантских хитонов (Cryptochiton stelleri), тегул (Tegula funebralis), мидий и панцирями крабов. Обитатели этого острова явно не пренебрегали морской добычей, собранной на литорали во время отливов; эта пища составляла существенную долю от их рациона.
Ученые обращают внимание читателей на два важных факта, которые можно было бы упустить среди богатейшего фактического материала. Во-первых, островитяне на своих плавсредствах не только с легкостью преодолевали расстояние от берегов до острова (7–20 км) — об этом говорят запасы принесенного каменного материала на острове Санта-Роза, — но пускались и в далекие морские вояжи: обладатель обсидианового инструмента проделал путь в 300 км. Иными словами, длительные путешествия, по суше и по морю, были знакомы палеоиндейцам.
Во-вторых, детали остроконечников и серповидных орудий, довольно редких в хозяйстве палеоиндейцев, сближают островные орудия с индустрией северо-западных американских поселенцев 14 000–14 300 лет назад. Следовательно, черты своего приморского хозяйства жители Санта-Розы и Сан-Мигеля вряд ли унаследовали от кловисской культуры, а скорее, от североазиатских переселенцев. Так что, хотя стоянки на островах Санта-Роза и Сан-Мигель оказались синхронны с большинством кловисских остатков (XIII–XI тысячелетия), особенности орудий и обычаи длительных путешествий косвенно свидетельствуют о вероятном их происхождении от докловисской культуры.