«Не было пути санному, не стопнику, а велел есми всем ездить старою дорогою пошлою мимо их слободку на лес Череповси...» - говорится в старинной грамоте белозёрского князя Михаила Андреевича.
Дорога та шла через болото, да и в слободке-то, видимо, всякая нечисть водилась... Иначе откуда столько историй об ужасном череповецком болоте? Отбросив дремучие страхи, попробуем разобраться, где правда, а где вымысел.Пустынное болото лежит между Шексною и Ягорбою, по обеим сторонам реки Ко-номы, начинается у самого города Череповца и тянется к северу вёрст на 30. Площадь его 80 квадратных вёрст. Среди болота располагаются несколько озёр, из которых главные - Ивачёвское и Пустынное. Поверхность самого болота состоит из упругого слоя, имеющего волнообразный вид, местами прорванного от напора более жидкого слоя, отчего и образуются так называемые плави, или окнища. Глубина болота достигает всего двух с половиной саженей (чуть более 5 м), дно его плотное, глинистое.
«Поющие» болота к северу от города - это не только предание, но и результат долголетних наблюдений многих людей...» -так писал лекарь Павел Грязнов в своей докторской диссертации «Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медикотопография Череповецкого уезда», которую он защитил в Санкт-Петербурге в 1880 году. Правда, встречаются в том болоте и очень глубокие места...
Череповецкие болота представляют собой малоизученную местность в Вологодской области. В наше время о ней принято говорить как об аномальной зоне, потому что здесь издавна наблюдались загадочные исчезновения людей с дорог, частые самоубийства, необъяснимо большое количество сумасшедших в близлежащих деревнях и странное поведение, казалось бы, вполне здоровых людей.
С научной точки зрения болото - сложная экосистема со своим особенным растительным и животным миром. Для образования болота необходимы близость грунтовых вод, определённая влажность климата, рельеф и почва. Только кажется, что вода в болоте застойная. На самом деле она обновляется здесь каждые пять лет. Даже озёрной воде для этого требуется в три с лишним раза больше времени.
В засушливое время крупным болотам под силу остановить и лесные пожары. В недрах болот удерживается почти половина объёма воды Байкала. Болота регулируют течение и питают водой малые и большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Народы ханты и манси верили, что весь мир родился из «жидкой земли», то есть из болота. Выходит, не такое уж это и гиблое место.
Специалисты подсчитали: каждый год один гектар болот поглощает из атмосферы в среднем больше тонны углекислого газа и выделяет около полутонны кислорода. Это на порядок больше, чем способен переработать один гектар леса или луга. Кроме того, болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трёх тонн пыли в год!
СТРАННОЕ БОЛОТО
Россия может считаться родиной болот - нигде их нет в таком количестве и объёме, как у нас. И определённые черты характера у людей, живших в поместьях и деревнях в окружении болот, тоже есть. В записках сельских лекарей XIX века очень часто встречаются упоминания о типичной русской хандре, которая вполне может быть клиническими признаками дурного влияния болот.
По статистике XIX века, в районе череповецкого болота число самоубийств в 3-4 раза превышало общероссийские показатели, в 9 раз была выше преступность. В этих краях самоубийцы обычно травмировали себе голову. И нет ничего удивительного в том, что старинное болото в окрестностях Череповца обросло своими мифами и легендами.
«В давние времена на одной из белозёрских дорог стали пропадать люди - в основном иногородние купцы. Купеческие люди выезжали из одного города - а к цели своего назначения уже не добирались, - рассказывается в записках Павла Грязнова. - В первое время люди думали, что в окрестностях появилась разбойничья шайка. Но постепенно эта версия была отброшена... Однажды люди из города с оружием прочесали окрестности и нашли на берегу большого болота брошенную телегу. Ни лошадей, ни купца, ни охраны у телеги не оказалось. А товар стоял нетронутым... И во всех случаях следы людей, которые ехали на телегах, уходили в топь - без следов борьбы или какого-то беспокойства... Пропадали люди в одиночку и большими группами.
Никто не вернулся из болота. Кроме одного человека...»
Это случилось в XVI веке - купец пропал на целых десять лет. Конечно, не всё это время он скитался по болотам, но испытанный им ужас был так велик, что он смог вернуться обратно только через много лет. Купец рассказал, что по дороге изменил маршрут и поехал неизвестными ему местами. «Подъехав к краю болота, чуть было не утопился - такой страх на него напал. Ужас и желание убить себя скорее.
Сохранив малую толику сознания, купец убежал от этого места, даже не вспоминая о товаре и не думая за ним вернуться». Местные купцу не поверили, но он вызвался показать желающим то место. Слова купца полностью подтвердились: на берегу болота стояли брошенные много лет назад уже развалившиеся телеги с купеческим добром.
ПРИБЕЖИЩЕ ДУХА
Большинство исследователей аномальных явлений, происходивших на череповецком болоте, определяют эти места как «одержимые тёмным духом». Какова природа этого духа - никто не знает. Дух - герой местных преданий, некая стихийная тёмная сила, несущая зло и страдания без каких бы то ни было мотивов.
Древние кельты называли болота «вратами духов» - там, где кажущаяся твёрдой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир загадочных духов природы и божеств.
Поэтому кельты почитали болота и приходили туда с жертвенными дарами. В славянской мифологии в болоте живёт кикимора - злой болотный дух. Людям показывается редко, предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Любит наряжаться в «меха» из мхов, вплетает в волосы лесные и болотные растения.
Кикимора болотная затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить до смерти. Поэтому на болото далеко и поодиночке не шли. Считалось, что безбоязненно ходить по болотам могут только колдуны и ведьмы.
«Дух в болотах появился давно, - писал лекарь Грязнов в 1879 г. - Никто не знает, что его породило: дремучая природа болот, тёмные силы земли, грехи живущих в этой местности людей - или вообще сам дух, поселившись в этой местности, создал для себя удобные для его жизни и дремучести болота». А вот запись из другого череповецкого источника, сделанная ещё раньше, в середине XIX века: «Он воет, этот дух. Стоит однажды попасть туда, чтобы он навсегда остался с тобой. Он всасывает мозг. Он думает и заставляет молчать...»
«Его можно вспугнуть, - читаем в письме некоего Перфильева, уроженца этих мест, лечившегося от своей «болотной хандры» у доктора Грязнова. - Не говорите о нём, не показывайте ему дорогу, он живёт в самом центре, где лесная поросль обступает небольшое рыжее тесто, похожее на вытянутый круг. Наш лесник называет его ведьминым. Сам боится-боится,а других приглашает послушать. В лес стал ходить без ружья. Все знают: его предшественник застрелился дома. Дослужился до старшего и застрелился, а из города не уехал. Так и не успел. Или не смог... А ещё лучше - молчать. Идти и молчать. И оно не сможет воровать голос».
«Отец гнал меня из города, - свидетельствует очевидец и жертва череповецкого болота середины XIX века. - Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя уехать. Эти болота найдут везде. Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа? А как прекрасно это болото, когда находишь его впервые! И ягоды почти нет, и птицы мало. Не болото это вовсе. А как слышно его в городе! Я уже знал троих, которые его слышат...»
Это подтверждает и Перфильев в письме, написанном в 1905 г.: «Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь... Это не душевная - какая-то другая болезнь. Человек перестаёт ждать лучшего... и будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро. И живёт та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют её волю». Через два года Перфильев уже сам болел этой странной болезнью...
РАСТИТЕЛЬНАЯ ДУША
Долгое время считалось, что растения не имеют чувств и «растительная душа» примитивна. Современные биологи постепенно приходят к заключению, что растения не так сильно отличаются от людей и животных. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус. Вместо глаз у растений есть белки, тонко реагирующие на любые излучения энергии. На корнях найдены вкусовые ферменты, которые под землёй помогают найти «деликатесы», например, споры грибов. С помощью запахов растения общаются между собой.
Растения могут испытывать эмоциональный стресс и устанавливать контакт с человеком. Вполне вероятно, что всеми этими свойствами растения обладают благодаря находящейся в них воде, которая способна «запоминать» информацию и менять свою структуру под действием звуковых и электромагнитных волн.
Эксперименты проводились с отдельными растениями, однако дело никогда не доходило до исследования большого растительного организма, погружённого в воду, то есть имеющего доступ к своеобразной водяной «информационной библиотеке». Например такого, как болото. И совершенно напрасно. Ведь если каждое растение настолько «одушевлённое», какой живой и чувствующей может оказаться устойчивая экологическая система!
Примечательно, что только на болотах попадается вид растений-хищников. Это объяснимо, ведь в природе всё разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ - их вымывает и уносит вода. Вот, к примеру, росянка добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.
СУДЬБА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО «МОНСТРА»
«Я взял анализы торфа с этого странного места, - уверяет в своих записях всё тот же доктор Грязнов. - Послал в Петербург образцы и привёл всех знакомых учёных в недоумение: кроме растительных остатков в торфе оказались следы более высокоорганизованной жизни, которые (следы) ранее нигде не встречались и не наблюдались. Коллеги написали мне, что болото редкое, необычное».
Других подробностей и «вещественных доказательств», проливающих хоть какой-нибудь свет на историю с череповецким болотом, мы не знаем. Предполагают, что болото в том виде, в каком оно наводило ужас на всю округу, погибло где-то на рубеже 1920-1940-х годов. Вернее, не погибло - просто перестало проявлять себя, во всяком случае открыто. Иначе бы как оно допустило столь бурное строительство города и развитие промышленности? И противостоять активному приливу в Череповец свежих людей болото не смогло. Сдалось... Или затаилось?
Во всяком случае, сейчас в городе и окрестных деревнях люди ведут спокойную и размеренную жизнь, сумасшествий и преступлений здесь не больше, чем в других местах. Лишь изредка заезжие любители приключений, решившие самостоятельно, без помощи местных, осваивать болотные дебри, сталкиваются с чем-то якобы необъяснимым. На деле всё таинственное связано с выбросами болотного газа или с обычными проявлениями жизни на болоте.
При исследовании череповецкого болота в 1992 году действительно обнаружился любопытный феномен «пропадания голоса». Как описывают очевидцы, звук плавал, разговаривать было сложно. На расстоянии тридцати шагов можно было кричать во всё горло, а слышно было едва-едва, но пару шагов в сторону - и слышимость становилась прекрасной. Однако такие акустические явления иногда происходят и на других, не таких «страшных» болотах. По всей вероятности, благодаря особому волнообразному рельефу местности здесь наблюдаются эффекты, подобные распростра- Л нению звука в безэховых камерах, где в качестве поглотителей используются пористые и волокнистые материалы. На болоте эту роль может выполнять мох сфагнум и другая рыхлая болотная растительность и её остатки.
ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ ЧЕРТЕЙ
В произведениях самых известных писателей рубежа XIX-XX веков более 300 достаточно острых сюжетов связано с болотами. М. М. Пришвин в повести «Кладовая солнца» поведал историю Блудова болота (Блудово, потому что там можно заблудиться). Писатель рассказывает о растущих на болоте деревьях как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры, называет болото «кладовой солнца».
Борина (песчаный холм посреди болота, покрытый высоким бором) - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему». И вот погода меняется: «...серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами.
Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Не это ли наводит на мысли о присутствии всяких «духов»?
И писатель отвечает на этот вопрос: «...Многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей».