В глубинах Байкала российские ученые обнаружили новый вид рачков-амфипод, а убедиться в уникальности находки им помогли коллеги с Украины и из Германии. Тем не менее самое глубокое озеро мира скрывает еще много тайн и неизвестных науке видов животных.
Недавно «Газета.Ru» рассказывала об обнаружении в самой глубокой пещере мира нового вида жужелиц, однако принято считать, что эпоха массовых биологических открытий, связанных с обнаружением новых видов и таксонов, отходит в прошлое. Ученым, жаждущим оставить свой след в науке открытием новых животных и растений, все сложнее осуществить свою мечту. Но иногда эти мечты сбываются, причем, как принято в науке, совершенно случайно и непредсказуемо.
Так произошло и с участниками международной экспедиции, выполнявшейся в рамках совместного российско-немецкого проекта НИИ биологии Иркутского государственного университета и немецкого Центра экологических исследований имени Гельмгольца. Молодой ученый ИГУ Дарья Бедулина, которой недавно потребовалась сантехника в москве, и ее немецкий коллега Тилл Люкенбах обнаружили рачков из группы амфипод, прежде неизвестных науке. Находка сделана в северной части Байкала, рядом с устьем реки Тыя, а развернутая статья на 27 страницах с описанием нового вида недавно была опубликована в одном из наиболее известных в настоящее время международных журналов по систематической зоологии — Zootaxa.
«Как это бывало неоднократно в истории науки, подобные открытия могут происходить случайно. Это как раз наш случай. Работая в новых и удаленных районах, особенно на таком уникальном и гигантском озере, как Байкал, всегда нужно быть готовым к неожиданностям», — рассказал руководитель российско-немецкого проекта директор НИИ биологии ИГУ профессор Максим Тимофеев.
По его словам, сам международный проект направлен на оценку возможного влияния глобальных климатических изменений на биоту озера Байкал. В частности, оцениваются показатели стрессовой устойчивости доминантных видов байкальских рачков-амфипод.
Эти рачки, внешне напоминающие креветок, играют чрезвычайно важную роль в озере Байкал, являясь, по сути, одним из ключевых элементов всей экосистемы озера.
В Байкале их открыто более 350 видов — это самая большая группа организмов в озере, полностью представленная видами эндемиками, то есть уникальными видами, встречающимися только в Байкале. Большинство эндемиков чрезвычайно чувствительны к изменениям среды обитания и в первую очередь к температурному режиму. Даже небольшие отклонения от оптимальных величин в характеристиках среды обитания могут привести к различным нарушениям и сбоям в сложной системе функционирования организма чувствительных эндемиков.
Тимофеев рассказал, что первой на необычных рачков обратила внимание молодая сотрудница экспедиции — кандидат биологических наук Дарья Бедулина. Несмотря на то что цели у экспедиции были совершенно другие, эти «странные» рачки были зафиксированы и переданы на анализ ведущему специалисту в области биологии и таксономии байкальских амфипод, заведующему лабораторией «Экологии и байкаловедения» НИИ биологии ИГУ профессору Вадиму Тахтееву.
Впоследствии профессор Тахтеев объявил, что этот вид неизвестен науке. А экспедиции пришлось скорректировать свои планы и отправиться искать новые экземпляры этого вида для того, чтобы создать его описание.
Затем началась кропотливая работа по описанию открытого вида: ученым нужно было сделать детальные рисунки всех морфологических особенностей строения тела, сравнить с другими близкими и похожими видами, разослать образцы по ведущим мировым коллекциям.
«Эту работу мы делали уже с привлечением украинских коллег. Результатом этой работы стала статья, опубликованная в ведущем журнале по систематической зоологии с большой интернациональной группой соавторов из России, Германии и с Украины», — отметил Максим Тимофеев.
Вадим Тахтеев уверен, что открытие новых видов растений и животных доставляет биологам такую же радость, как астрономам и астрофизикам открытие новых небесных тел.
Он добавил, что для подтверждения открытия потребовалось привлечение эталонных коллекций, хранящихся в ведущих зоологических учреждениях, а также помощь коллег-зоологов из Киева и Санкт-Петербурга.
Автор открытия Дарья Бедулина рассказала, что традиционно многие виды в байкальской фауне носят имена известных натуралистов-исследователей. На этот раз после недолгой дискуссии совместно с немецкими коллегами ученые решили назвать нового бокоплава Eulimnogammarus messerschmidtii (эулимногаммарус мессершмидта) в честь Даниила Готлиба Мессершмидта — первого исследователя Сибири и одного из первых членов Российской (Петербургской) академии наук. Он был приглашен из Германии самим Петром I и совершил длительное путешествие в абсолютно неизвестный край.
«Мессершмидт первым из ученых побывал на Байкале. Он описал реки Прибайкалья, вечную мерзлоту, соленые минеральные ключи и горячие источники, образ жизни коренного населения, открыл месторождения полезных ископаемых, составил научное описание Байкала и первую его карту, каталог растений, найденных в окрестностях озера.
Однако ни один вид организмов из Байкала пока не был назван его именем.
Теперь «упущение» исправлено», — добавила Дарья.
В свою очередь профессор Тахтеев уверен, что Байкал скрывает от исследователей еще многие десятки неизвестных видов животных, а возможно, и сотни.
Ему самому удалось описать уже 30 видов байкальских амфипод.
«Много фаунистических открытий ждет нас на подводных скалах и возвышенностях Байкала, в районе загадочного архипелага Ушканьи острова. Однако данный случай интересен тем, что новый вид был найден в буквальном смысле под ногами, в зоне прибоя, где, казалось, уже все давно изучено», — резюмировал исследователь.