Зоологи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха вместе с коллегами из Цюрихского университета наблюдали за поведением африканских сурикатов, живущих в пустыне Калахари. Там, где работали исследователи, через территорию сурикатов проходила автодорога.
И в связи с этим обстоятельством учёные обнаружили следующее: к дороге группу животных подводила доминантная самка, но на саму дорогу первым выходил кто-нибудь из её подчинённых. Возникало ощущение, что низкоранговых особей использовали как морских свинок, чтобы определить уровень опасности.
В статье, опубликованной в интернет-журнале PLoS ONE, исследователи пишут, что животные в группе по-разному оценивают уровень угрозы. Доминантная особь, идущая впереди, сильнее боится того, что её ждёт, и отступает назад, где риск поменьше. Наоборот, те, кто идёт следом, недооценивают опасность, а потому смело движутся ей навстречу.Свои наблюдения зоологи подтвердили с помощью компьютерной модели, симулирующей поведение группы сурикатов. При этом вовсе не стоит думать, что поведение доминантной самки — это верх эгоизма. В действительности от вожака зависит выживание всей группы, и если доминантная особь гибнет, то вслед за ней гибнет большинство подчинённых, лишившихся руководства. Так что вожак, спасая себе жизнь, действует в интересах коллектива.
Другой вопрос состоит в том, как сурикаты вдруг поняли, что автодорога опасна. (Многих животных, напомним, дорога ничуть не смущает, и они гибнут, пытаясь отразить «нападение» автомобиля.) Зоологи полагают, что зверьки расценивают проезжую часть как протяжённое открытое место, а открытые места, без холмов, кустов и прочих укрытий, для сурикатов весьма опасны: здесь они не могут вовремя скрыться от хищника.
Словом, в данном случае антропогенный объект, каковым является автодорога, удачно совпал с естественным, веками вырабатывавшимся чувством опасности.