Домогательства самцов доставляют массу неприятностей самкам, не готовым к спариванию. Чтобы отвлечь от себя внимание настырного кавалера, такие рыбки предпочитают находиться в обществе тех подруг, которые, в отличие от них, не прочь завязать романтические отношения.
Назойливые и агрессивные ухаживания ввергают самку в стресс, отвлекают от поисков пищи, наконец, делают её менее внимательной к возможному нападению хищника. Появление сексуально озабоченного соплеменника приводит к нарушению социальных связей в группах самок гуппи. Однако, как пишут исследователи из Университета Эксетера (Великобритания) в журнале Proceedings of the Royal Society B, самки хитрят, чтобы избежать навязчивых ухаживаний. Те из них, что не горят желанием размножаться, выбирают себе подругу, как раз находящуюся в состоянии половой активности.
Зоологи сажали в аквариум разных самок, находящихся на разных этапах полового цикла. При этом было замечено: если простая самка ходит вместе с подругой, готовой к спариванию, у первой гораздо меньше шансов привлечь внимание самца. Симпатичная подружка, так сказать, отвлекала на себя внимание и давала возможность спокойно жить. После этого обе гуппи (одна в состоянии половой активности, а другая — нет), помещались в аквариум в прозрачных банках, и к ним подсаживали третью самку, не озабоченную спариванием. Эта явно предпочитала общество сексуально озабоченной товарки, рассчитывая спрятаться за её спиной от посягательств самца. Если же третья подсаженная сама была готова к спариванию, никаких предпочтений в отношении подруг она не демонстрировала.
Наконец, исследователи выяснили, что более спокойных самок также привлекают феромоны, выделяемые их подружками: они тянулись к тем местам в аквариуме, где оставались следы пребывания сексуально озабоченной рыбки. Социальная жизнь очень важна для самок гуппи, в компании им проще добывать пищу и вовремя обнаруживать хищника. Однако самцы часто нарушают эту идиллию, вторгаясь в девичьи компании со своими домогательствами. Вот тем и пришлось пойти на хитрость, чтобы хоть как-то оставаться в рамках привычных социальных отношений.