В экспериментах экологов белый амур, считающийся исключительно травоядной рыбой, любимым водорослям предпочитал пресноводных рачков-бокоплавов.
Как и наземные животные, рыбы делятся на хищных, растительноядных и всеядных. И хотя кажется очевидным, что разные рыбы будут предпочитать разную подводную растительность, подробных исследований на эту тему было мало. Элизабет Баккер из Нидерландского института экологии взялась выяснить вкусы двух довольно обычных пресноводных рыб — краснопёрки и белого амура. Обоим было предложено по пять видов водорослей, вес каждого «блюда» измерялся до и после эксперимента, чтобы узнать, что же рыбы любят больше всего.Поначалу результаты были весьма банальны. Меньше всего рыбы обращали внимания на водоросли с токсинами, а охотнее всего поедали виды, богатые питательными веществами, отдавая предпочтение тем, что содержат максимум азота. Но затем выяснилось нечто неожиданное. Вместе с водорослями рыбам предлагали рачков-бокоплавов. И когда рыбам нужно было выбрать между любимой водорослью и рачком, они съедали прежде всего животную «закуску».
В случае краснопёрки это не слишком удивительно: этот вид считается всеядным. Но точно так же вёл себя и белый амур — строгий, как считается, вегетарианец. Результаты экспериментов экологи опубликовали в журнале Freshwater Biology.
Почему белый амур вдруг переключился на мясо, остаётся загадкой. Выбор, однако ж, нельзя назвать неудачным: бокоплавы определённо богаче органическим азотом, чем подводная растительность. Возможно, рассуждают авторы статьи, под водой вообще нет строгих травоядных, и все так называемые вегетарианцы периодически разнообразят своё меню животной пищей.
Так или иначе, эти данные позволяют по-новому оценить роль белого амура в пресноводных экосистемах. Этот вид часто используется в качестве эффективного экологического инструмента: он позволяет держать под контролем водоросли, чтобы они не заполоняли весь водоём. Теперь рыбоводам и экологам предстоит подумать, что же ещё может подъесть белый амур, освобождая водоём от избытка водорослей.