Чтобы прогнать конкурента, молодые соловьи копируют его песню, что считается весьма агрессивным жестом и чревато дракой. Взрослые птицы, наоборот, глушат соперников собственными песнями, одновременно соблазняя прислушивающихся к вокальной битве самок.
Соловьи поют не только для того, чтобы соблазнить самку, но и чтобы дать отпор сопернику. Когда соловей слышит на своём участке голос другого самца, он даёт симметричный вокальный ответ. Песенные сражения позволяют не вступать в прямое противостояние и сберегают силы и здоровье. Но правила таких вокальных поединков могут меняться; так, с возрастом у соловьёв вырабатывается другая стратегия поведения по отношению к конкуренту.
Орнитологи из Свободного берлинского университета (ФРГ) прокручивали записи чужих песен соловьям в течение нескольких сезонов размножения. Птицы были предварительно помечены, чтобы можно было узнавать тех, кто уже участвовал в эксперименте. «Вражеская» песня длилась три секунды, и, если соловей решал ответить противнику, он начинал выводить рулады ещё до того, как противник заканчивал петь. Обычно песни перекрывались на одну секунду, при этом возраст птиц никак не влиял на этот показатель. Различие между разновозрастными птицами было в другом. В качестве ответа на вторжение чужака самец копирует его песню. Точное повторение чужой песни — довольно агрессивный жест: самец не просто предупреждает чужака о том, что он в его владениях, но и угрожает физическим нападением.
Как пишут исследователи в журнале Frontiers in Zoology, соловьи, вступившие в свой первый период размножения, активно копируют песни соперников. Но с возрастом птицы переходят на перекрывание песен, то есть предпочитают глушить чужие песни своими. Следует подчеркнуть, что в случае перекрывания соловей использует индивидуальную песню. Молодые самцы на треть уступают старым в использовании собственного репертуара против конкурентов.
Известно, что между первым и вторым сезонами размножения у соловьёв заметно обогащается репертуар. Можно сказать, что птицы предпочитают использовать «вокальные наработки», чтобы предотвратить эскалацию насилия, которая следует за копированием песен.
В то же время самки выбирают самцов, опираясь на их репертуар, поэтому повзрослевший самец, хвастаясь своим вокальным портфолио, убивает сразу двух зайцев: пренебрежительно сообщает сопернику, что участок занят, и одновременно услаждает слух самки новой песней.