Экологи России и Монголии этой осенью пересчитали краснокнижного горного барана (аргали), обитающего на сопредельных территориях в Алтае-Саянском экорегионе, и выяснили, что его численность выросла почти до 2 тысяч особей, однако растет и число браконьеров на российской стороне, сообщил РИА Новости руководитель экспедиции с российской стороны, научный сотрудник Алтайского биосферного заповедника Сергей Спицын.
Аргали (самый крупный подвид архара) обитает только в приделах Алтае-Саян, на приграничной территории России и Монголии. Стада постоянно кочуют из России в Монголию и обратно. Исследования последних лет показали, что популяция аргали стабильна, однако экологи предполагали, что численность животных могла возрасти. Для получения точных сведений о размере популяции специалисты заповедников "Алтайский" и "Убсунурская котловина", общественной организации "Архар", а также экологи монгольских нацпарков одновременно в октябре-ноябре этого года считали животных с обеих сторон границы. Поддержку оказывал Всемирный фонд дикой природы (WWF) России и Global Green Grants Foundation.Их становится больше
"Нашим наблюдениям сильно мешали погодные условия, сильный ветер и метель часто заставляли просто сворачивать наблюдения, работать в таких условиях было просто невозможно. С монгольской стороны погода была благоприятнее. Несмотря на трудности, мы провели работу в полном объеме", — сказал Спицын.
Всего на обследованной территории России и Монголии специалисты насчитали 1,948 тысячи особей аргали, из них 427 — на территории России и 1,521 в Монголии. Полученные данные подтверждают тот факт, что группировка не просто стабильна она постоянно растет. При этом, если во время учетов 2003-2004 годов их было 1,00-1,14 тысячи особей, то летом 2010 года — уже 1,6-1,7 тысячи животных.
Браконьеры и отсутствие охраны
Однако угроза браконьерства с российской стороны в этих местах не снижается.
"Нас очень огорчил тот факт, что во время работы мы повсюду встречали следы охоты на аргали. По следам можно сделать вывод, что их преследуют здесь и на автомобильном транспорте. Практически в каждом урочище мы встречали свежие следы машин и охотящихся людей, их стоянок, а в некоторых свидетельства добычи животных — сибирского козерога и аргали. И вместе с тем нами не встречено ни одного инспектора, осуществляющего охрану этой территории. Эта территория, к сожалению, практически не охраняется. Видимо, это и стало причиной, что большая часть стад откочевала на монгольскую территорию. Насколько нам известно, им удалось справиться с браконьерством", — пояснил собеседник агентства.
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) Монголии, просветительская работа с местным населением и налаженная охрана местообитаний аргали во взаимодействии с пограничниками позволила практически полностью победить браконьерство. С российской стороны дела с охраной аргали обстоят хуже.
"Рост численности аргали на границе наших стран, по всей видимости, является заслугой монгольской стороны", — считает координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF России Михаил Пальцын.
Причин такой ситуации много, уверены экологи. В настоящее время на каждый район республики Алтай приходится только по одному инспектору, занятому в охране животного мира, еще два-три инспектора есть в опергруппе. А финансирование у республиканского комитета по охране животного мира просто скудное: в 2012 году на охрану редких видов им выделили 82,5 тысячи рублей. По словам специалистов, этого не хватает ни на ремонт транспорта, ни на ГСМ для рейдов. К тому же Сайлюгемский национальный парк, где находится крупнейшая группировка аргали, так пока и не начал работу.
В приграничной зоне
Как рассказал Спицын, до 50% мест обитания аргали на хребте Чихачева, и 90% на хребте Сайлюгем находятся в пределах пятикилометровой пограничной зоны с особым режимом охраны. Здесь запрещена даже стрельба. А пограничная служба к тому же является специально уполномоченным органом в деле охраны животного мира в зоне своей ответственности. Но и здесь тоже многое зависит от людей. Так, в зоне ответственности Ташантинской заставы все спокойно: нет следов чужих машин, нет следов охотников. Если встречаются следы, то только пограничного наряда и архаров, которые ходят прямо у пограничной избы.
"Напротив, в урочище Нарын-Гол в пределах пятикилометровой полосы нами обнаружены следы незаконной охоты на горных козлов. Найдены внутренности двух убитых животных, следы волока до автомобиля. Наблюдали мы и сам автомобиль. Всю информацию об этом случае мы передали по спутниковому телефону пограничникам. В этих местах на хребте Чихачева, по нашим сведениям, обитает не менее шести особей ирбиса. Численность копытных здесь невысокая. Вот и выходит, что каждый убитый горный козел или архар — это сокращение и без того небогатой диеты (краснокнижных — ред.) снежных барсов. Долго ли они протянут на голодном пайке?", — добавил Спицын.
Аргали или алтайский горный баран (подвид архара) — редкое животное, по данным ученых, в мире их насчитывается не более 4,5-5,5 тысячи особей, около 28% из них обитают на трансграничных территориях России и Монголии.