Зоологи из Университета Южной Флориды (США) выяснили, у кого из акул самые мощные челюсти. Повезло акуле-быку, не самому крупному виду среди хищных акул (длина тела — до 3,5 м). Сила её укуса достигает 6 тыс. Н, и по отношению к размерам тела это абсолютный рекорд.
В «соревновании», устроенном исследователями, участвовали 13 видов акул и их ближайших родственников — от химер, которые вырастают до метра и питаются крабами, до небезызвестной большой белой акулы, достигающей 6-метровой длины. Логично было бы предположить, что самые сильные челюсти у видов, стоящих на вершине пищевой пирамиды, вроде той же большой белой акулы или гигантской акулы-молота. Но в этом вопросе не всегда стоит полагаться на размер и положение в экологической цепочке. Некоторые мелкие акулы вроде тех же химер, добывая пищу, сталкиваются с куда бóльшими трудностями, чем крупные: химерам приходится ломать панцири членистоногих, а это посложнее, чем рвать на части мягкую рыбу или тюленя. Тем более что силу укуса обычно рассчитывают относительно размеров тела, и в таком соотношении ответ на вопрос «Кто из акул сильнее кусает?» совсем не очевиден.Исследователи подробно изучили строение челюстей и челюстной мускулатуры каждого из 13 видов. Математические методы позволили не брать в расчёт размер тела, так что все рыбы соревновались на равных. В итоге оказалось, что челюсти быка даже мощнее, чем у таких монстров, как белая акула или гигантский молот. Передние зубы акулы-быка развивают силу в 2 тыс. Н, задние — в 6 тыс. Н. При этом молодые акулы кусают сильнее, чем взрослые: это, по-видимому, связано с тем, что молодым нужно быстрее расти и есть как можно больше всего и всякого.
Но как объяснить, зачем акуле-быку столь мощные челюсти? Исследователи полагают, что всё дело в необходимости разрушения черепашьих панцирей или в том, что этому виду приходится ловить добычу в мутной воде. Возможно, сверхмощные челюсти в действительности и не нужны, просто это наследство от предков, которое постепенно исчезнет за ненадобностью. Так или иначе, всё это пока что только предположения.