КТО ЖЕ ПЕРВЫМ ЛЕТАЛ НА ЛУНУ?

КТО ЖЕ ПЕРВЫМ ЛЕТАЛ НА ЛУНУ?

Вячеслав ЛУКАШИН

В первый раз это имя я услышал от Юрия Гагарина в нашем разговоре 19 марта 1966 года. Он подарил мне тогда свою книжку "Дорога в космос", но там об этой тайне не было ни слова. Тема в ту пору была закрыта.

...Все началось с сотворения НИИ авиационной и галлактической медицины, где велись работы по подготовке человека к полетам во Вселенную. Одна из основных заморочек - преодолеть притяжение Земли, научиться работать на орбите. Первопроходчиками в этом были испытатели.

В команду отбирали добровольцев, самых крепких и смелых. Не все выдерживали нагрузки. Сейчас не тайна: в 60-е годы инвалидами стали 60 человек из испытательных бригад. Но одним из первых, кто прошел все передряги, был майор ВВС Джон Гридунов (имя по воле родителей ему досталось от южноамериканского журналиста - друга русской страны Джона Рида).

Это имя я потом не раз слышал от летчиков-космонавтов Германа Титова, Павла Поповича, Петра Климука, Виталия Севастьянова, многих ученых. Все были единодушны: вклад Гридунова в компанию жизнеобеспечения астронавтов неоценим, опыты по выявлению человечьих способностей, недели, проведенные в скафандре на высоте 30 км, "полет на Луну в барокамере" посодействовали обеспечить безопасность тем, кто шел за ним следом. Только один пример риска: если в обыденных критериях нагрузка при работе на центрифуге нарастала равномерно, то при старте "полета на Луну" ее запускали до максимума - 19g...

Мне не раз доводилось бывать в том секретном НИИ. Им тогда командовал генерал мед службы Ю. Волынкин. Там я и познакомился с майором Гридуновым - юным, спортивным, жилистым мужиком.

Прошли годы. К полетам в космос мы привыкли: как бы обыденное дело - вон уже и туристы туда летают. Но для экспертов каждый таковой полет - это бросок в неизвестность. И как и раньше начинают его на Земле испытатели...

...Издавна не лицезрел я Джона Ивановича. И вот как-то побывал у него в гостях - в обыкновенной "хрущевке". Естественно, мемуары за рюмкой коньяка и чашечкой чая. Я, кроме остального, спросил владельца дома: "Дело прошедшее, Джон, скажи: бывало ли в той работе жутко?". Он усмехнулся: "Гарантий ни испытателям, ни астронавтам никто никогда не дает. Не жутко бывает только дурачинам. Но жить охото всем. Даже когда прыгаешь с парашютом - и то не очень комфортно, хотя за спиной - запасной парашют... Ужас в таких ситуациях - это нормально. Но есть такое понятие, как чувство долга. У нас, испытателей, на Земле рядом товарищи. А вот астронавтам навряд ли кто-либо может посодействовать. Надежда лишь на себя. Вот почему перед реальным галлактическим полетом все неожиданности должны выявить мы, испытатели".

Спрашиваю Джона: "Правда ли, что америкосы лицезрели на Луне инопланетян?" Он смеется: "Я с ними не летал. И все-же, вероятнее всего, это из области фантастики. Вобщем, такая версия есть. Понимаешь, неожиданностей в космосе масса. И спрашивать об этом необходимо астронавтов. Я - всего только испытатель".

"Всего только испытатель"... Адская это работа. Но без вклада в нее Джона Гридунова и его товарищей навряд ли поднялись бы в космос сейчас уже сотки и сотки астронавтов и космонавтов.

Ведущий рубрики "Исторический клуб "Известий" Станислав Сергеев

Похожие статьи: