Цари Соломон и Давид родились на страницах Библии

Царствуй Соломон и Давид родились на страничках Библии

текст: Юлия Минеева/Infox.ru

фото: Giovanni Demin

Хоть какой археолог, занимающийся исследованием библейских сюжетов, может подтвердить, что фактически не существует никаких свидетельств, что царствуй Давид и Соломон существовали по сути. Историки в главном опираются на информацию, которую дает Ветхий Завет. Эти отрывки, рассказывающие о знаменитых царях, археологи пробуют связать с археологическими находками, но нередко им приходится останавливаться только на зыбучих догадках.

Вопросом библейской археологии занялся доктор Эрик Клайн (Eric Cline) из Института им. Джорджа Вашингтона.

Стела Тель-Дана — единственное упоминание о доме Давидове

По словам ученого, еще 15 годов назад не было ни одного упоминания о царях Давиде и Соломоне вне библейских текстов. Нигде даже не встречались сведения о доме Давидове, который был должен бы править Иудеей. И исключительно в 1993?1994 годах у археологов появилась 1-ая зацепка. Во время раскопок в Тель-Дане в северном Израиле они нашли куски темной базальтовой стелы, которую древнейшие обитатели этой области использовали вторично при строительстве строения. Надписи на стеле стали первым письменным источником, не связанным с Третьей книжкой Царств.

Стелу из Тель-Дана ученые датировали 842 годом до н. э. На камне выбит текст, рассказывающий о поражении Иорама, царя Израиля, и Охозии (Ахазияху), царя Иудеи, которое им нанес правитель Арамейского Дамаска сначала IX века до н. э. Израильтяне вторглись на местность арамейского страны, располагавшегося в районе современного Ливана либо южной части Сирии. Но, как написано на стеле, арамейский правитель «уничтожил 70 царей, которые снарядили против него тыщи колесниц и тыщи всадников. И я убил царя Израиля Иорама, отпрыска Ахавы, и царя из дома Давидова Ахазияху, отпрыска Иорамы».

«Однако у нас все еще как бы нет никаких записей тех пор, в каких упоминался бы Соломон. Ни одного подобного свидетельства! Более того, у нас все еще очень не достаточно археологических данных, подтверждающих существование Давида», — отметил доктор Клайн.

Дворцы, конюшни, врата

Посреди ученых до сего времени длятся споры по поводу статуса Иерусалима в X веке до н. э. Одни считают, что сведения Библии о том, как будто город был могущественной столицей страны, верны. Другие же склоняются к воззрению, что то время город имел очень малюсенькое значение. До сих остается неясным и то, где жил Давид до того, как стал царем.

По словам Клайна, отысканное археологами здание, которое обычно считается «дворцом Давида» и датируется X веком до н. э., по сути может быть совсем другим строением. Никто из профессионалов не сумел его точно датировать и не подтвердил, что это вправду дворец. Израильский археолог Израэль Финкельштейн считает, что большая часть керамики и других предметов, отысканных во время раскопок «дворца Давида», по сути датируются веком позднее, а означает, никак не могут соотноситься с Давидом и Соломоном.

Не считая того, находка «дворца Давида» противоречит исследованиям другого израильского археолога Игаэля Ядина (1917?1984), который считал отысканные им в Хацоре (Гацоре) впечатляющие стенки и ворота дворцом, построенным во времена правления Соломона. Ядин опирался на сведения из Третьей книжки Царств о том, что правитель отдал приказ «построить храм Господень, и дом собственный, и Милло, и стенку Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер» (9:15).

Южноамериканские исследователи, занимавшиеся раскопкам в Мегиддо, тоже использовали Третью книжку Царств, чтоб идентифицировать отысканные ими строения как «конюшни Соломона». Они опирались на последующий отрывок: «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тыща четыреста колесниц и двенадцать тыщ всадников; и расположил он их по колесничным городкам и при царе в Иерусалиме. Жеребцов же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; королевские негоцианты брали их из Кувы за средства. Колесница из Египта получаема и доставляема была за 600 [сиклей] серебра, а жеребец за 100 50. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским» (10:26?29). Но, по словам Клайна, эти конюшни по сути мог выстроить хоть какой из более поздних царей.

То же можно сказать и о отысканных Ядином в Газере «вратах Соломона». Доктор Финкельштейн провел радиоуглеродный анализ, который во время раскопок еще не был доступен ученым. И оказалось, что это строение на один-два века молодее, чем числилось ранее, и было выстроено не ранее IX-VIII веков до н. э. Не считая того, такая датировка соотносится с метками каменщика, которые сохранились на «вратах Соломона». Похожие метки были найдены археологами при исследовании дворцов в Мегидде и в Самарии. О последнем ученым точно понятно, что его построили правители из династии Омри (Амврия) в IX веке до н. э.

Археологи насильно привязывают свои находки к Библии

По словам Клайна, неувязка библейской археологии сейчас заключается в том, что ученые употребляют отрывки из Библии для идентификации и датировки строительных сооружений, а потом керамика и остальные предметы датируются уже по зданиям. Позже спецы соотносят новые раскопы с таковой же керамикой с библейской историей. Выходит замкнутый круг, который приводит все к новым ошибкам.

Потому, по воззрению Клайна, нужно поновой изучить все находки, которые археологи сейчас смело относят к X веку до н. э. Может быть, это приведет к тому, что Соломон, Давид и многие действия тех пор окажутся неподтвержденными, но это лучше, чем опираться на гипотезы, а не на научные подтверждения. Не стоит исключать и теорию, что Давид и Соломон в первый раз появились на свет лишь на страничках библейских писаний.

«Цель библейской археологии не заключается в том, чтоб обосновать либо опровергнуть данные Библии. Археологи должны заниматься исследованием культуры и истории Святой Земли, которая была на самом деле», — подвел результат Клайн.

Книжка Клайна «Biblical Archaeology: A Very Short Introduction» выйдет в Oxford University Press 26 ноября.

Похожие статьи: