Некие исследователи утверждают, что всего в мире существует 13 хрустальных черепов, но в текущее время понятно месторасположение только 5 из их. Объекты являются моделями человечьих черепов, высеченными из прозрачных кристаллов кварца. Известные в текущее время экземпляры разнятся по величине — от нескольких дюймов до размеров людской головы. Где появились черепа и зачем они использовались — загадка.
Их происхождение принято связывать с культурами доколумбовой Южной Америки, а именно ацтеками и майя. Непременно, самым необычным и таинственным из всех хрустальных черепов является череп Митчелла-Хеджеса, владеющий наизловещей, но симпатичной красотой, не присущей другим экземплярам.
Запутанная история о хрустальном черепе судьбы, как его принято сейчас именовать, таинственна, как и сам объект. Наизловещий череп судьбы весом около 11 фунтов 7 унций (приблизительно 5,2 кг) аккуратненько высечен из цельного кристалла кварца. Особенность черепа — отлично подогнанная съемная челюсть, которая может двигаться так, как будто голова говорит. Невзирая на маленькие трещинкы на висках и скуле, это анатомически верная модель людского черепа. Происхождение таинственного артефакта укрыто под заавесью потаенны — череп Митчелла-Хеджеса не имеет подтверждений в документальных источниках. История говорит, что в 1927 г. (может быть, в 1924 г.) английский исследователь и любитель приключений Ф. А. Митчелл-Хеджес (1882—1959), разыскивая исчезнувшую Атлантиду, изучал руины церемониального центра краснокожих майя в Лубаантуне (Белиз). Совместно с ним в экспедицию отправилась его приемная дочь Анна Митчелл-Хеджес. В денек собственного семнадцатилетия она бродила по изучаемой местности и нашла высшую часть черепа, под которым находился алтарь. Только через три месяца в том же помещении была найдена челюсть от черепа. Лицезрев реакцию местных обитателей на эту необычную находку, Митчелл-Хеджес дал череп им. Но позже, когда он и его команда собрались уезжать, местный жрец вручил Митчеллу-Хеджесу череп в качестве подарка: в благодарность за пищу, медикаменты и одежку, которую исследователь давал этим людям.
Но эта романтичная история об открытии Митчелла-Хеджеса была предана сомнению. В реальности он купил череп за 400 фунтов-стерлингов на аукционе Сотби в Лондоне в 1943 г. у обладателя картинной галереи Сиднея Барни. Конкретно с этим может быть связан тот не поддающийся объяснению факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в собственных газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX в. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фото необыкновенного артефакта посреди снимков, изготовленных во время экспедиции в Лубаантун. Если честно, Митчелл-Хеджес ничего не писал о черепе до 1954 г.: вот тогда появилось 1-ое упоминание о хрустальном черепе с момента его предполагаемого обнаружения в 1927 г. Находке были посвящены только несколько строк в книжке Митчелла-Хедже-са «Моя подруга опасность». Может быть, потому Хеджес пишет о черепе судьбы так: «у меня есть предпосылки не гласить, как он оказался у меня». Очередное подтверждение того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, найдено в июльском номере журнальчика «Мэн» (1936) — печатного издания Царского антропологического института Англии и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании 2-ух хрустальных черепов. Об одном из их говорилось как об экспонате Английского музея, 2-ой именовался черепом Барни. Последний был не чем другим, как черепом судьбы Хеджеса и, разумеется, принадлежал торговцу предметами искусства Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Ф. А. Митчелле-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был найден в руинах городка майя Лубаантун. В собственной книжке «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Южноамериканский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя пару лет был собственностью собирателя, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от британца, в чьей коллекции он также находился пару лет: далее заглянуть мне не удалось». Упомянутые данные ставят под колебание историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни выдумал эту необыкновенную историю. Вобщем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (посреди их истории о том, как он разделял одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).
Многие сверхъестественные характеристики и наизловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книжке Митчелла-Хеджеса «Моя подруга опасность». Конкретно в ней артефакт в первый раз был назван черепом судьбы. Хеджес пишет, что череп употреблялся верховными жрецами майя в волшебных ритуалах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную погибель на предполагаемых жертв. Сила черепа была так велика, что он сам по для себя мог стать предпосылкой моментальной погибели. Митчелл-Хеджес также докладывает, что возраст черепа, создание которого продолжалось целых 150 лет, составляет как минимум 3600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелла-Хеджеса стали частью легенд о черепе судьбы. Поговаривали, что его высекали сотки лет, чтоб достигнуть безупречной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый денек в течение всей собственной жизни.
После погибели Митчелла-Хеджеса в 1959 г. череп перебежал к его приемной дочери Анне и оставался у нее до 1964 г., пока она не передала его друзьям семьи — реставраторам предметов искусства Фрэнку и Мейбл Дорлендам для проведения детализированного научного исследования. Обычно в целях безопасности они передавали череп на сбережение в банковское хранилище, но в один прекрасный момент забрали его домой и, поставив у камина, увидели поразительный оптический эффект, который давал проходивший через череп свет. В неких рассказах даже упоминаются потусторонние силы, проявившие себя с возникновением черепа в доме исследователей. В 1970 г. Фрэнк Дорленд отвез череп в город Санта-Клара (штат Калифорния) в лабораторию компании «Хьюлетт-Паккард», которая была вто время одним из глобальных фаворитов в области электроники, компьютерной техники и электрических кварцевых технологий. Проведя анализ черепа, ученые заявили, что им не удалось найти на кристалле никаких микроскопичных отметин, свидетельствующих о применении железных инструментов для его обработки. Позже сотрудники лаборатории отметили, что череп был высечен против направления роста кристалла. Они были в недоумении: почему же он не развалился во время производства. Делая упор на эти данные, Дорленд сделал вывод, что поначалу кусочку кварца придавалась предварительная форма, может быть при помощи алмазов, а потом выполнялась шлифовка и полировка средством воды и песка. Эта усердная, медленная работа должна была, по воззрению Дорленда, длиться около 300 лет. Повторив заявление о колоссальных сроках сотворения предмета, он добавил к тому же утверждение о работе над ним нескольких поколений.
Загадка происхождения и сотворения черепа судьбы принудила многих поверить, что в этом процессе были задействованы сверхчеловеческие силы. А вдруг кристаллу вправду более 3600 лет и он сохранился со времен смерти затерянных земель, таких как Лемурия и Атлантида? Так считал Ф. А. Митчелл-Хеджес. Его дочь Анна веровала в то, что череп был доставлен с другой планетки и хранился у обитателей Атлантиды до того, как оказался в городке майя Лубаантун. Кто-то использовал череп для скраинга (внедрение кристалла либо емкости с водой для вызова видений) и, как молвят, в деталях лицезрел жизнь старых цивилизаций; кто-то увидел беспорядочное возникновение и исчезновение странноватых спектральных лучей снутри кристалла либо даже голографическое изображение. С черепом связывают возникновение загадочных звуков и самопроизвольное движение предметов. Некие люди свидетельствуют о его волшебной и лечебной силе. В предании коренного южноамериканского населения рассказывается о 13 старых хрустальных черепах с подвижными челюстями, которые могли гласить и петь. Согласно легенде, когда все 13 будут найдены и собраны в одном месте, населению земли раскроется мудрость: его реальная цель и назначение. Многие считают, что череп судьбы является одним из этих 13.
Годами Анна Митчелл-Хеджес ездила по городкам Соединенных Штатов с черепом, предлагая за средства поглядеть и прикоснуться к известному артефакту. Она до сего времени утверждает, что отыскала череп совместно с папой в Лубаантуне, а после экспедиции Ф. А. Митчелл-Хеджес дал его Барни на временное хранение. Когда ее отец сообразил, что Барни пробует реализовать кристалл, то здесь же выкупил его.
Хотя, по воззрению неких ученых, череп Митчелла-Хеджеса кажется правдоподобнее реликвий из Южной Америки с их условностью в изображении предметов, все таки происхождение черепа связывают с ацтеками и майя. В качестве резонов исследователи приводят данные о значении черепа в иконографии коренного населения, также археологические находки сделанных ацтеками предметов из горного хрусталя. Хотя сейчас нет доказательств того, что череп Митчелла-Хеджеса либо другие хрустальные черепа были обнаружены в археологических раскопах Южной Америки, ацтекское происхождение кажется более правдоподобным. Череп могли использовать в качестве оракула: жрец приводил в движение подвижную челюсть, раздельно крепившуюся к голове при помощи проволоки, имитируя говорение, а беря во внимание свойство кристалла отражать свет костра, спектакль, должно быть, смотрелся жутковато.
Вобщем, интригующим рассказом о черепе судьбы история не завершается. В 1936 г., когда проводились 1-ые исследования черепа Митчелла-Хеджеса, рядом находился очередной кристаллический череп, получивший незамудреное заглавие «череп из Английского музея», — его использовали для проведения сравнительного анализа. Кристалл, предположительно ацтекского происхождения, был передан музею в 1897 г. нью-йоркской ювелирной компанией «Тиффани энд Ко». Исследование проводил антрополог доктор Дж. М. Морант, который установил, что черепа отличаются друг от друга по двум — трем показателям. К примеру, череп из Английского музея был изготовлен из цельного кусочка, без раздельно крепившейся челюсти, а череп Барни (который антропологи именуют черепом Митчелла-Хеджеса) смотрелся натуральнее и был выполнен более кропотливо. Подводя итоги исследования 2-ух хрустальных черепов, доктор Дж. М. Морант пишет: «можно с уверенностью заключить, что они представляют один и тот же человечий череп, хотя один мог быть скопирован с другого». Он считал, что так как череп Барни анатомически более подробный, он древнее и представляет собой модель черепа дамы.
В январе 2005 г. появились сенсационные сообщения о том, что после бессчетных анализов черепа из Английского музея, для проведения которых употреблялся растровый электрический микроскоп, команда ученых Английского музея сделала вывод, что артефакт был сотворен в XIX в., вероятнее всего в Германии. Исследователи нашли на кристалле следы, соответствующие для ювелирного оборудования, показавшегося не ранее XIX в. Сейчас считается, что череп был сделан для французского собирателя Эжена Бобана, который скоро продал его компании «Тиффани энд Ко.» В 1860—1880 гг. Бобан вел торговлю антиквариатом в Мехико и получил череп из Германии. В 1992 г. в Смитсонский институт был доставлен кристаллический череп от неведомого отправителя, заявившего, что тот изготовлен ацтеками и приобретен в Мехико в 1960 г. Исследования, проведенные в Смитсонском институте, проявили, что череп был выполнен при помощи колеса либо дисковой пилы — инструментов, не узнаваемых в доколумбовой Америке. Сотрудница Смитсонского института Джейн Макларен Уэлш нашла документы, подтверждающие, что к возникновению всех черепов причастен Бобан. Не считая того, последующие исследования проявили, что у Бобана было много этих «старинных» кристаллических черепов, и некие из их оказались в музеях. Посреди их череп, который находится в парижском Музее человека (сейчас он хранится в музее Трокадеро в Париже). Все эти черепа в реальности были сделаны в Германии в 1867-1886 гг.
Существование поддельных кристаллических черепов XIX в. не непременно кидает тень на подлинность черепа судьбы, но ставит под колебание вопрос о старом происхождении ряда неисследованных кристаллических черепов, в большей степени экспонатов личных коллекций. Многие исследователи задаются вопросом, почему Анна Митчелл-Хеджес отрешается предоставить хрустальный череп для исследования под растровым электрическим микроскопом. Он хотя и не позволяет установить четкое время сотворения предмета (нет способов проведения датировки старых кристаллов), но с его помощью можно найти, был ли этот умопомрачительный шедевр сделан относительно не так давно, связан ли он с ацтеками либо майя либо, может быть, его происхождение совершенно другое.
Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"