Китайские и американские археологи исследовали захоронения, которые насчитывают более 4 тыс. лет. Погребенные в них люди не имеют практически ничего общего ни с китайцами, ни с современными жителями Тибета.
«Красавица из Синьохе». Ей свыше 3800 лет, так что для столь почтенного возраста сохранность следует признать идеальной.
Древние погребения, пусть даже столь почтенного возраста, сами по себе не столь уж и редки. Египетские пирамиды старше на полтысячелетие, первые же захоронения человека обнаруживаются еще на стоянках неандертальцев, которые вообще принадлежат к другой биологической ветви Homo sapiens, вымершей еще до последнего ледникового периода.Торчащие из земли столбы заменяют надгробия, а по форме их вершин можно определить пол покойного.
Интерес ученых вызвало не время захоронения, а ряд странных особенностей, объяснить которые пока полностью не удается.
Это чужие
Захоронение находится на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района. Это северная часть Тибета, наименее заселенный и самый суровый по природным условиям регион Китая.
Несмотря на наличие рек, большая часть земли здесь представляет собой пустыню с немногочисленными оазисами, недавно обнаруженными месторождениями нефти и захоронениями, которые были открыты еще в начале прошлого века.
Издали может показаться, что на снимке — закутанная в какие-то ткани старуха. Но на самом деле эта женщина к моменту снимка в 1910 году была мертва уже свыше тридцати пяти веков и сохранилась только из-за сухого и холодного климата высокогорья.
Захоронения, недавнему исследованию которых посвящен материал New York Times, содержат мумии людей отнюдь не монголоидной внешности. Их тела лежат в перевернутых вверх дном лодках, а над могилами — остроконечные фаллические символы. Откуда пришли светловолосые, высокие, с отнюдь не азиатскими чертами лица люди и куда они делись?
Сейчас в Синьцзян-Уйгурском районе проживают уйгуры, китайцы, казахи, монголы и еще несколько десятков национальностей, среди которых практически нет европейцев, если не считать небольшую русскую общину. Так как китайско-уйгурские столкновения происходят здесь регулярно, о происхождении мумий рассуждают не только ученые. Местные националисты из различных этнических общин были не прочь объявить мумии «арийской» внешности своими предками.
Как это часто и происходит, генетика идеологов огорчила. Генетический анализ (из мумий удалось получить хорошо сохранившиеся молекулы ДНК) показал, что древние обитатели Северного Тибета несли в себе признаки как европейцев, так и жителей Сибири. Правда, всех загадок недавно опубликованное в журнале BMC Biology исследование не разрешило.
Из Тибета в Норвегию? Или наоборот?
В своем интервью New York Times Виктор Майер, специалист по истории Таримского бассейна Северного Тибета из Университета Пенсильвании, отметил несколько интересных особенностей в раскопанных в период с 2003 по 2005 год захоронениях.
Табличка с текстом на тохарском языке. Датируется V-VIII веками, что уже очень далеко от изучаемых археологами захоронений. Но, по всей видимости именно тохары являлись потомками людей, похороненных под перевернутыми лодками в Таримской впадине.
Некоторые предметы из числа найденных учеными напоминают находки, сделанные раньше, но не в Тибете, а в Европе. Майер не исключает связи с погребальными обычаями викингов, и это предположение далеко не столь беспочвенно, как может показаться при взгляде на карту. Тохары – народ, проживавший в северной части Тибета гораздо позже времени появления захоронения, – говорили на языке индоевропейской группы, и, согласно одной из гипотез, пришли из Восточной Европы.
А в начале новой эры некоторые народы, например гунны, пришли с территории современной Монголии и Китая в Европу, поэтому в возможности культурного контакта предков викингов с потомками загадочных жителей Северного Тибета нет ничего сверхъестественного.
Пока смерть не разлучит нас
Установленные над могилами столбы высотой около 3,5 м являются, по мнению археологов, фаллическими символами. Для племени, которое жило в условиях изоляции в регионе с суровым климатом, сексуальность тесно связывалась с выживанием и трехметровый фаллос вполне мог быть символом плодородия.
Примечательно, что верхушки столбов обтачивались для придания им фаллической формы только над могилами женщин. Над теми местами, где были похоронены мужчины, стояли столбы, верхняя часть которых обтесывалась наподобие весла,что можно тоже трактовать в сексуальном ключе. С точки зрения Майерса и ряда его коллег, этот вагинальный символ – еще один знак плодородия и обновления жизни. А то, что некоторые женские захоронения отмечены дополнительными дарами, могло быть связано с тем, что умершие женщины родили и вырастили больше детей. Там, где народу постоянно угрожает сокращение численности населения, подобные знаки внимания вполне понятны, полагают ученые.