Что можно сказать об археологическом памятнике, который был открыт совершенно случайно, стоило лишь просмотреть аэрофотосъемку? По всем законам изыскательской работы момент открытия Аркаима должен был состояться лет так на 40 раньше. Не стал. И потому не стал, что съемки с самолетов показывали слишком правильную конструкцию, которая не воспринималась как созданная века тому назад.
Слишком точна.
Слишком выверена.
Точно планировалась с высоты птичьего полета.
Ученые-археологи считали, что это вовсе не поселение или город, а современная военная постройка секретного характера. И, наученные горьким опытом общения с военными, даже не пытались выяснить, что там за комплекс округлой формы. Военные, очевидно, археологией не интересовались, иначе они бы сделали это грандиозное открытие первыми.
Но как-то нашелся человек, удивившийся странному виду «современной военной базы». Честь ему и хвала. Шел 1987 год. А уже через два года вся территория была отдана Ильменскому заповеднику. И тут древний Аркаим вместе с прилегающими и тоже очень древними городами Челябинской области чуть было не оказался на дне водохранилища. Решение отменили почти в последнюю минуту. Если учесть, как в конце 80-х «любили» отменять решения, то это воистину чудо. Спасение Аркаима пришло благодаря Горбачеву. Мистики говорят, что, очевидно, и открывался Аркаим так долго потому, что кто-то этого очень не хотел, и сохранен он был все тем же таинственным человеком. Или волей его создателей, как ни дико это звучит. Аркаим не затопили, потому что люди не имели права его затопить. Это одна из версий, которая непонятна, но, тем не менее, имеет право на жизнь. Другая куда тривиальнее: страна находилась в таком упадке, что лишняя древность ей совсем бы не помешала. А ведь на стыке Свердловской и Челябинской областей России и Казахстана нашли не просто древнее поселение. Нашли огромнейший комплекс древних городов, с юга на север — около 350 — 400 км, с запада на восток — 120 — 150. Вся эта степная местность буквально нашпигована древностями. Синашта и Синашта 2, Сарым-Саклы, Алданское, Исиней, Берсаут, Кизильское, Журумбай, Ольгинское, Куйсак, Родники, Степное, Черноречье, Устье, Андреевское и Чекотай… Но главный среди памятников — Аркаим. Это странный, невероятный древний город, который по значению столь же важен, как древний Ур, или Троя, или Вавилон. Почему же эта находка настолько важна?
«Ведь это же одно из тех открытий, — пишет исследователь Аркаима Константин Быструшкин, — которые понуждают ученых заново пересматривать десятилетиями — если только не веками — выстроенную систему взглядов на обширную и мировоззренчески важную область исследований. Явление Аркаима заставило историков изменить представления о бронзовом веке на территории Урало-Казахстанских степей. Теперь выходило так, что они не были задворками мира, вступавшего в эпоху цивилизации: высокий уровень развития металлургии обеспечивал этому региону весьма заметное место в культурном пространстве, протянувшемся от Средиземноморья до нынешнего Казахстана и Средней Азии. И некоторые однотипные металлические предметы чудесной выделки, находимые то где-нибудь на побережье Эгейского моря, то на Южном Урале и свидетельствующие о протяженности культурных связей, оказывается, кочевали караванными путями не “оттуда сюда”, как всегда считалось, а “отсюда туда”… Очевидно, излишне доказывать, что правильное представление о направленности таких потоков важно не только для удовлетворения местно-патриотических амбиций. Открытия подобного уровня совершаются действительно редко — может, раз в столетие».
Восстановленный план города
Аркаиму, по последним расчетам, около 4800 лет. В мире есть только один аналог постройки подобного типа — Стоунхендж 1 в Англии, в графстве Солсбери. О Стоунхендже сейчас знают все, что это вроде бы древняя обсерватория, что назначение его до сих пор темно и непонятно. Как непонятна, вообще-то, и точная датировка. По одним данным — около 5000 лет назад, по другим — аж 140 000 лет назад. Но если Стоунхендж явно культовое сооружение, то в Аркаиме жизнь и вера были настолько слиты воедино, что трудно отделить, где кончается гражданское строительство (дома, мастерские и т. п.) и начинается культовое. Это единый комплекс.
«Сооружение развивалось в высоту, имело сплошные стены и потолок, галереи, мостовые, надстройки второго этажа и высокие деревянные башни, — так говорят специалисты. — Общая площадь его составляет около 20 тысяч квадратных метров, а план поселения выглядит так: два вписанных одно в другое кольца мощных оборонительных стен (внешняя обведена рвом глубиной 1,5 — 2,5 м), две кольцевые улицы жилищ, припавших изнутри к этим стенам, а в геометрическом центре колец — площадка в форме слегка сплюснутого круга диаметром 25 — 27 м, тщательно выровненная, утрамбованная и, может быть, даже укрепленная каким-то цементирующим раствором. Диаметр внешней стены — около 150 м при толщине в основании 4 — 5 м. Возведена она была из бревенчатых клетей, забитых грунтом с добавлением извести, а снаружи облицована сырцовыми блоками, начиная со дна рва и до верхнего среза — в общей сложности 5 — 6 м. Внутренней стеной была обнесена, видимо, цитадель — диаметром около 85 м. Толщина этой стены была поменьше — 3 — 4 м, а высота, скорее всего, побольше, чем у наружной. Была она строго вертикальной и снаружи — по бревенчатой облицовке — обмазана глиной. Кольца жилищ были разделены на сектора радиальными стенами — в плане они подобны спицам колеса. Стены эти были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены было, как установлено геофизическими исследованиями, 35 жилищ, возле внутренней 25, но пока что раскопано из них 29: 17 во внешнем кольце и 12 во внутреннем. Добавьте ко всему этому достаточно сложную и продуманную внутреннюю планировку жилищ и кольцевых улиц, хитроумную ловушку для уничтожения непрошеных гостей на разъеме внешней оборонительной стены и другие фортификационные сооружения, рациональную систему ливневой канализации; даже цвета использовавшихся древними аркаимцами облицовочных материалов были функционально и эстетически значимыми. Теперь — даже на основании столь скупого словесного эскиза — вы можете сами судить, сколь упорядоченная, разумно организованная жизнь большого сообщества людей протекала когда-то внутри этих стен».
Если все это попробовать представить, перед глазами возникает образ невероятно мощной и хорошо продуманной постройки, которая планировалась заранее. Иными словами, это сооружение сперва рассчитали, создали план работ, а лишь потом принялись строить. И возводили его не по частям, а сразу, ничего не перестраивая и не достраивая. Для древних цивилизаций — факт сам по себе фантастический. А если учесть, что это постройка круговая, то остается лишь развести руками. Строительство такого комплекса почти 5 тысячелетий назад требует такого знания геометрии, которое прежде считалось доступным лишь высокоразвитым народам бассейна Средиземного моря и Междуречья. А здесь ведь Урал. Места, которые всегда считались «дикими». И в этих «пустых» степях… построено одно из самых странных сооружений. Как считает Быструшкин — это древняя обсерватория. Как считают многие другие — это жреческое святилище, такой образовательный комплекс для готовящихся к посвящению, для учеников. Мнение третьих — это центр, откуда знания выживших распространялись по новорожденному миру. Первые исследователи Аркаима Г. Б. Зданович и И. М. Батанина пишут, что круговая планировка Аркаима близка принципу мандаты — одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандала» переводится как «круг», «диск», «круговой». В «Риг-веде», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо», «кольцо», «страна», «пространство», «общество», «собрание»… Универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты космоса», при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. По мнению археолога Александра Тишкина, Аркаим — это цитадель. Это город-храм, который был хранилищем знаний и генетического материала для будущих поколений. И главная защита Аркаима была именно в правильной установке каменных монолитов. Ведь камни ставили на земле не просто так, а в местах, которые требовали их установки.
Вид из космоса
Если считать Аркаим древней обсерваторией, а с этим никто уже и не спорит, то Аркаим служил его жителям и моделью Вселенной, и календарем, и имел ритуальное значение… А народ, который сумел рассчитать с необычной точностью прецессию (смещение координат звезд в результате движения оси Земли по круговому конусу), опередив в этом древних греков, вряд ли можно считать нецивилизованным. Странно выглядит и конец Аркаима — его сожгли. И судя по тому, что все жители ушли из города, ничего не оставили, нет следов гибели людей, нет эффекта внезапности, то сожгли его сами аркаимцы. Функционально Аркаим стал бесполезен. Вот и сожгли.