С раннего детства многих из нас пугали и одновременно озадачивали увлекательными историями про снежного человека: мол, там-то нашли его след, а в другом месте и вовсе удалось сфотографировать это загадочное создание. При этом научного подтверждения существование йети так и не нашло. Между тем земля слухами полнится. Из всех легенд о снежном человеке наиболее правдоподобной, пожалуй, является история о "снежной женщине" по имени Зана, которая якобы жила в конце XIX в. в селении Тхина Очамчирского района Абхазии, в 78 км от Сухума (помните "Стоянку человека" Фазиля Искандера?). И вот этим существом всерьез заинтересовались ученые.
Поводом для исследования послужила сенсационная находка российского криптозоолога (так называют специалистов по йети), кандидата исторических наук Игоря Бурцева – ему удалось раскопать череп… сына Заны! "Первый раз я приехал в Тхину в 1975 г. с целью отыскать останки Заны, – рассказал ученый "Комсомольской правде". – Но никто не знал точно, где она похоронена – старое кладбище было почти сровнено с землей. Зато мне показали могилу ее сына Хвита, скончавшегося в 1954 г. в возрасте 67 лет. И познакомили с его дочерью Раисой Хвитовной".По словам Бурцева, внучка "снежной женщины" родилась в 1934 г. и до сих пор работает почтальоном в Абхазии. "Бабушку в лесу нашли", спокойно так говорила мне Раиса, – поведал изданию ученый. – У самой же – негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватая кожа".
Но откуда у Заны мог появиться человеческий детеныш? Все очень просто – в результате совокупления с человеком. Более того, как утверждают местные жители, за все время своего проживания в селении Тхина она рожала не менее пяти раз, и Хвит как раз являлся ее младшим сыном. Отсюда вывод: значит Зана привлекала абхазцев в сексуальном смысле (так же, как и обезьяны – древних людей), да и сама она, похоже, не гнушалась интимных отношений. А еще любила выпивать – согласно легенде, этому ее научил дореволюционный предводитель Абхазии, князь Ачба, который поймал "снежную женщину" и, судя по всему, стал ее первым любовником.
Первый ребенок Заны – якобы от князя – умер сразу после рождения, а двум дочерям и двум сыновьям удалось выжить. Но лишь Хвит остался в селении и жил на виду у старейшин, впоследствии женившись на русской женщине по имени Мария. От этого союза и родилась Раиса, пишет "Комсомолка".
"Живых свидетелей, увы, не осталось, – посетовал Бурцев. – Могила Заны не найдена. Пока я верю в те легенды, которые сам слышал". А слышал он вот что: один из местных долгожителей рассказал ученому, что участвовал в похоронах Хвита и даже застал в живых его мать. По словам старейшины, сын "снежной женщины" был очень высоким, но не слишком шерстистым. "Его "записал на себя" последний любовник Заны – пастух по фамилии Сабекия. – рассказал Бурцев. – Сам умер в 1930-е гг., сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны".
Но вернемся, собственно, к науке. Получив разрешение от местных властей, Бурцев отправился на раскопки, вскрыл могилу Хвита и привез его череп в Москву. А через некоторое время, узнав о находке, его вызвали в лабораторию неандертальской генетики Нью-йоркского университета. "Американские и немецкие ученые намерены расшифровать генетический код неандертальца, – пояснил Бурцев. – В этой связи им интересно существо, обнаруженное мною".
Дело в том, что на днях в США стартовал масштабный проект по исследованию останков неандертальцев, чтобы определить наконец, чем же они кардинально отличались от человека, в том числе и по интеллекту. "Если ученым удастся выявить, в каких участках генетический код Homo sapiens и неандертальца наиболее сильно разнится, то они смогут сделать вывод: интеллект "зашифрован" именно в этих фрагментах ДНК, – сказал Бурцев. – Меня же больше волнует другое. Найдет ли один из участников исследований, профессор Тодд Дистоттель, ДНК неандертальцев в образцах черепа Хвита". По словам ученого, если это произойдет, можно будет смело утверждать, что Хвит является потомком снежного человека, а сам йети – неандертальцем.