Ученые отыскали новейшую разновидностьхлорофилла в строматолитах
Ученые отыскали в строматолитах новейшую (уже пятую по счету) разновидность хлорофилла, который поглощает солнечный свет в красной и инфракрасной частях спектра, передает Компьюлента со ссылкой на New Scientist.
Строматолиты — это одна из самых обычных форм жизни, показавшаяся около 3,4 миллиардов лет назад. Их слоистые структуры сформированы отложениями, захваченными цианобактериями. В процессе эволюции
Ученые отыскали в строматолитах новейшую (уже пятую по счету) разновидность хлорофилла, который поглощает солнечный свет в красной и инфракрасной частях спектра, передает Компьюлента со ссылкой на New Scientist.
Строматолиты — это одна из самых обычных форм жизни, показавшаяся около 3,4 миллиардов лет назад. Их слоистые структуры сформированы отложениями, захваченными цианобактериями. В процессе эволюции они очень пострадали от животных, употребляющих их в пищу, и в настоящее время встречаются время от времени. Они обитают там, где нет их естественных врагов, в том числе в очень солёной воде залива Шарк на северо-западе штата Западная Австралия.
Минь Чэнь из Сиднейского института и её коллеги заинтересовались хлорофиллом в строматолитах, потому что вода и отложения, в каких они живут, отфильтровывают гигантскую часть видимого света, достигающего цианобактерий. Учёные заподозрили, что сине-зелёным водорослям пришлось научиться всасывать инфракрасное излучение.
Вместо знакомого хлорофилла ученым удалось отыскать совершенно новый тип — хлорофилл F, производимый пока ещё безымянной нитевидной бактерией.
Это открытие должно помочь солнечной энергетике, так как больше половины солнечного света приходится непосредственно на инфракрасный диапазон. «Если природа смогла добиться этого с помощью довольно обыденных конфигураций в хлорофилле, то почему бы нам не научиться у неё?» — рассуждает Чэнь.
Открытие нового хлорофилла имеет также принципное значение исходя из убеждений науки об эволюции: анаэробные бактерии, которые доминировали на молодой Земле, всасывали свет в инфракрасном диапазоне, а сегодняшние кислородные бактерии, обычно, живут в видимом спектре. «Примеров промежуточных организмов, которые поглощают свет в диапазоне 700–800 нм, очень немного», — отмечает Джеймс Барбер из Имперского института Лондона (Великобритания).
Результаты исследования расположены в журнале Science.
Оставить комментарий