Птичьи трели поддаются расшифровке
Орнитологи из Франции и Бразилии исследовали смысловое содержание птичьих песенок. Они изучили песенки корольковых певунов, обитающих в дождевых лесах Бразилии. С помощью тестов ученые выделили в песенках составляющие, обозначающие видовую принадлежность певцов, личные варианты, предназначенные для оседлых соседей-самцов и самок, сигналы о своем местоположении. Эта информация нужна
Орнитологи из Франции и Бразилии исследовали смысловое содержание птичьих песенок. Они изучили песенки корольковых певунов, обитающих в дождевых лесах Бразилии. С помощью тестов ученые выделили в песенках составляющие, обозначающие видовую принадлежность певцов, личные варианты, предназначенные для оседлых соседей-самцов и самок, сигналы о своем местоположении. Эта информация нужна для поддержания соц связей в аспектах густой листвы дождевого леса с резко ограниченной видимостью.
Международная группа ученых из Франции (Центр Муниципальных Исследовательских работ Парижского Института и Лаборатория экологии и поведения Института Жана Моне в Сан-Этьен) и Бразилии (Институт Кампинас и Городской Институт Пара) провели опыты, позволившие понять смысл птичьих песенок. Свой интерес они сконцентрировали на белобровых корольковых певунах (Basileuterus leucoblepharus). Корольковые певуны — территориальные моногамные птички, и каждый самец занимает местность протяженностью 75–100 м. Эти птички обитают в нижнем ярусе (0–6 метров) дождевого леса, где видимость очень ограничена. Поэтому для певунов необычную значимость приобретает звуковая коммуникация. Вместе с тем песенки их сопоставимо просты и коротки. Какую информацию заключает их песенка? С помощью тестов удалось разгадать некоторые способы шифровки инфы, которые употребляют певуны. Общая методика тестов была такая: птичкам предъявляли записи переделанных песенок и наблюдали за их реакцией. Таким способом были выявлены, во-1-х, видоспецифичный код, во-2-х, личный код, в-3-х, географический код. 1-ый код оповещает окружающих о видовой принадлежности певца, он важен, чтобы наибольшее число слушателей — вероятных самцов-захватчиков и заинтересованных самок узнали, что здесь находится птичка определенного вида. 2-ой код — включает личный почерк самца; он адресован самцам соседям. Они должны ориентироваться в собственных владениях и знать, кто там на границе. 3-ий код помогает отыскать точное положение самца.
Сама песенка состоит из 6-ти секундного посвиста, частота которого понижается с 7 до 3 кГц. В песенке 1-ая часть — частотная — на расстоянии становится неразличимой, и значима для широкой аудитории только ее 2-ая часть. При всем этом для опознавания особей собственного вида певуны употребляют скорость снижения частоты звука. Если птичкам давали слушать смоделированный незапятнанный звук с теми же параметрами снижения частоты, то самцы реагировали на него так же, как и на естественную песенку. Другими словами темп снижения частоты сигнала — это 1-ый код. 2-ой принципный параметр — это перерывы в посвисте, их длительность и положение, зафиксированные в первой части песенки. Эта черта песенки индивидуальна для каждой птички и не меняется. Так как 1-ая часть песенки заглушается листвой, то она предназначена только для близких соседей или подлетевших самок. Самцы распознают знакомый голос соседей и реагируют менее агрессивно, чем на незнакомую песенку. Информация о местоположении певца заключена во 2-ой части песенки, а непосредственно, в изменении амплитуды звука. Если птичке предъявить смоделированную песенку с постоянной амплитудой, но с естественной частотой, то она полетит отыскивать источник звука, но часто в неправильном направлении. Расстояние до певца определяется по степени заглушения, «стирания», первой части песенки. Птички менее тревожно реагировали на песенку, записанную с большого расстояния, чем с близкого (громкость одинаковая). Другими словами, если птичка слышит, что вероятный соперник далеко, то и волноваться нечего.
Таким образом, слушатели по песенке могут отыскать видовую принадлежность певца, его личные свойства и его местонахождение. Эволюция звуковой коммуникации в случае с этими жителями дождевого леса шла с учетом не только голосовых способностей певцов, ну и акустических черт их местообитания.
Источник : Mathevon N, Aubin T, Vielliard J, da Silva M-L, Sebe F, et al. (2008) Singing in the Rain Forest: How a Tropical Bird Song Transfers Information. PLoS ONE 3(2): e1580. doi:10.1371/journal.pone.0001580 ( www.elementy.ru Елена Наймарк )
Оставить комментарий