Скопление этих умопомрачительных созданий являет собой привораживающее зрелище. Занятые общением вместе, совсем отстраненные от окружающего мира, они лаского потираются шейками, закрывая от умиления большие, опушенные густыми ресничками глаза, и, судя по всему, испытывают при всем этом истинное блаженство
В 46 году до нашей эпохи Юлий Цезарь одним из первых привез жирафа в Рим. Вот тогда очарованные необычным созданием римляне окрестили его «камелопардом», сочтя гибридом верблюда («камелус») и гепарда («пардус»), ну и сейчас его имя по-латински звучит как Giraffa Camelopardalis.До наших дней дошли свидетельства, что еще за 3 тыщи лет до Рождества Христова древнейшие египтяне отлавливали и доставляли в свои городка жирафов из Сахары. Ведь когда-то Сахара процветала, была покрыта зеленоватым ковром травок и в ней водились все нынешние жители саванны. Неописуемые сведения о необыкновенном зверьке можно отыскать в книжке древнегреческого ученого Агатархидеса, показавшейся за 104 года до Рождества Христова: «Среди троглодитов (одичавших людей, живших в пещерах повдоль побережья Красноватого моря) обитает животное, которое греки именуют «камелеопардалис», что отражает его двоякую природу: шерсть пятнистая, как у пантеры, снаружи припоминает верблюда и размеры его громадны. Шейка такая длинноватая, что он может есть листья с крон деревьев».
В XVI веке в садах дворца султана Сулеймена II в Константинополе также обитали жирафы. Современная же Европа познакомилась с необыкновенным зверьком только в прошедшем веке. В 1826 году паша Мехмет-Али, прошлый тогда вице-королем Египта, вызнал, что арабы из Сенара удачно выкармливают верблюжьим молоком 2-ух юных жирафов. Он повелел привезти их в Каир, где они в течение 3-х месяцев прожили в его саду. Потом 1-го из их он подарил королю Англии, а другого — королю Франции. История второго заслуживает внимания.
Конкретно шейка — главный объект эволюции вида, основной балансир для расположения тела жирафа в пространстве, инструмент питания, устанавливания дружественных и любовных связей, соперничества и злости и, в конце концов, целый клубок загадок для нас, людей. Жирафья голова поднята над сердечком на высоту 2 метра, и этому «мотору» приходится гонять столб крови высотой около 5 метров! Недаром стены сонной артерии имеют толщину 120 мм, по другому не выдержать такового давления, которое, кстати, вдвое выше, чем у человека. Сердечко жирафа весит 10 — 11 кг, а его длина 60 см. В кровяной системе существует ряд приспособлений, регулирующих напор крови в венах и артериях и позволяющих мозгу не перенапрягаться и не испытывать резких перепадов давления при наклонах и подъеме головы.
Самки жирафов взрослеют к трем годам, а кое-где к 5 рождают первенца. Для родов жирафиха уединяется в зарослях акации и колющегося кустарника. Сами роды происходят днем, перед рассветом, в протяжении 1,5 — 2 часов. Самки рождают стоя, расставив ноги, и повсевременно тужатся, помогая малышу выйти из родовых путей. Длина новорожденного детеныша добивается 2-ух метров, потому из чрева мамы он возникает равномерно — поначалу голова, которая свешивается вниз, за ней шейка, туловище и, в конце концов, ноги.
При рождении малыш весит от 60 до 70 кг, у него тоже длинноватая шейка, но по пропорциям она существенно короче, чем у взрослых, хотя имеет те же 7 позвонков. На каждой из его ножек по 2 копытца, и каждое из их обуто защитным хрящиком. Пока жирафенок лежит, хрящики держатся, а когда он встает и начинает делать застенчивые шаги, они отскакивают. Встав на все 4 ножки, малыш завлекает внимание мамы, которая облизывает его и приглашает к кормлению. Отныне за его судьбу можно быть размеренным, мама его уже не бросит, а он, распробовав молока, сам уже не потеряется.
Жирафенок рождается без рожек. Но место их грядущего возникновения отмечено пучками темных волос, под ними спеет хрящик, который с течением времени окостеневает, превращаясь в мелкие рожки, которые скоро начинают расти. А кисточки шерсти на их остаются у жирафенка на пару лет, позже они стираются и исчезают.
Через 1,5 — 2 часа после рождения малыш уже в состоянии следовать за мамой, к полудню он уже бегает, а через 2 — 3 денька прыгает через ветки и вокруг мамы. Когда мама приводит новорожденного в стадо, другие самки его приветствуют нежными прикосновениями губ. Они кропотливо обнюхивают и исследуют его, принимая в свое общество.
...В североафриканском порту городка Александрия, куда жирафа перевезли из Каира, его завели на корабль, который пришлось за ранее разламывать — проделывать отверстия в верхних палубах и капитанском мостике, чтоб он мог расслабленно выпрямлять шейку. Благополучно преодолев на судне Средиземное море, жираф попал в портовый город Марсель. Там он стал так популярен, что местные власти дали в его честь несколько пышноватых приемов с музыкой, угощениями, гостями и зарубежными послами. Забавно перезимовав и подкормившись, по весне жираф, сопровождаемый слугами и охраной, без помощи других двинулся по дорогам Франции в столицу. В дальний путь его одели в длиннющий плащ, застегивающийся на пуговицы и снабженный длинноватым капюшоном, а ноги обули в истинные кожаные сандалии на шнуровке, которые заменялись после каждых 50 км.
30 июля 1827 года жираф благополучно пришагал в Париж, где его представили королю и двору, а потом поселили в Ботаническом саду. Там он и прожил 18 лет!
По сути, мы сильно мало знаем о жирафах, а ведь это умопомрачительный зверек. Он — кладезь огромного количества необыкновенных свойств и параметров, которых нет и быть не может у других живых созданий, ибо ниша, которую он занимает, в природе тоже уникальна. Во-1-х, это рост. Высота жирафа в холке добивается 3,3 — 3,5 метра, а общая высота, включая шейку и голову, 5,3 — 5,8 метра. Весит таковой гигант от 700 до 1200 килограмм. Таким размерам соответствуют и его движения. Все, что ни делает жираф, он делает нерасторопно, достойно, величаво. Походка жирафа неспешная и плавная. При каждом шаге подымаются попеременно обе ноги каждой стороны, а опирается он на ноги стороны обратной. Таковой тип движения именуют иноходью. На равнине медлительно шагающий жираф развивает скорость от 6 до 7 км/час, а перейдя на галоп, способен разогнаться до 60! В отличие, к примеру, от лошадки, которая за один вздох набирает 30 л. воздуха, жираф — только 12. Это гласит о том, что эволюция данного вида шла по полосы не ускорения в беге, а укрупнения и роста ввысь. На всех аллюрах в движении участвует его длинноватая шейка, выступающая как балансир и уравновешивающая отдельные части тела. Когда ноги касаются земли и готовы оттолкнуться, шейка уходит вспять, облегчая толчок, в полете же ворачивается вперед. Так, двигая шейкой «вперед-назад», подобно большому рычагу, жираф и передвигается. С помощью кивков шейки они могут прыгать через препятствия.
В природе жирафы предпочитают сбиваться в груп- пы — по 5, 8 и 12 особей. Хотя встречаются стада по 20 — 30 и даже по 50 животных. Огромные стада выбирают себе открытые места — в главном опушки и необъятные поляны. Все свои маневры в пространстве стадо делает на удивление согласованно и скоординированно и в сложной ситуации ведет себя как единое целое.
В то же время встречаются и одиночки. Они держатся в главном в зарослях и на малеханьких лесных полянах, где легче оставаться незамеченным. Попадаются и пары. Это сначала мамы с детенышами, потом юные либо взрослые самки-подружки и самцы-холостяки. Размер групп зависит и от сезона года. В сухой сезон, когда корма меньше, встречаются стайки по 4 — 5 особей. А в сезон дождиков возникают стада уже по 10, 15 и 20 особей.
У жирафов никогда нет заморочек с питанием, потому им не надо захватывать пищевые местности. Жизнь их относительно безопастна — хороший обзор с высоты и фактически полное отсутствие неизменных противников; время от времени лев либо леопард рискуют нападать на жирафа. Невзирая на то что жирафы не захватывают чужие и не охраняют собственные местности, свое приемущество друг над другом все они же говорят, а как следует, определенная иерархия у их существует. В особенности ярко она проявляется посреди самцов. Доминант при встрече с сородичами высоко несет голову и задирает подбородок, производя соответственное воспоминание, дополняющееся специальной гримасой. В случае если его не воспринимают «всерьез», самец-доминант кидается прямо на конкурента, выгнув шейку, опустив голову и угрожая рогами. Но в большинстве случаев смиренные жирафы уступают друг дружке, обходясь без конфликтов. Если же «нашла коса на камень» и никто не готов уступить, тогда оба конкурента становятся рядом и, мотая головами на длинноватых шейках, лупят ими друг дружку. Определяющим моментом в иерархии самцов служат возраст и вес. «Подчиненным» не позволяется в присутствии иерарха флемовать («улыбаться»). Самым обычным и приметным моментом преобладания служит то, что в присутствии самок фаворит принуждает собственных «вассалов» ретироваться. Самки, будучи существенно легче и изящнее самцов, неоспоримо им уступают, и конфликтов меж ними фактически не бывает. Да и у их есть своя собственная иерархия, хорошая от мужской. Главенствующей самке уступают наилучшее место в зарослях акации и дорогу на тропе. Если группа состоит только из самок с детенышами, то самка-лидер берет на себя функции охраны и координации движения при переходах и отступлении в ситуациях угрозы. Когда несколько самок приводят собственных малышей в стадо, то дети через какое-то время знакомятся и стараются держаться совместно как единая возрастная группа, образуя так именуемый «детский сад». Они играют и резвятся совместно, освобождая матерей о необходимости повсевременно присматривать за своими чадами. Хотя тут кроется и своя опасность. Мамы ослабляют внимание, а жирафята часто попадаются в зубы к хищникам, стерегущим собственных жертв в засаде.
За денек взрослый жираф-самец поглощает в среднем около 70 — 80 кг свежайшей зелени, самки несколько меньше — около 60. При всем этом если по абсолютному весу самки едят меньше, чем самцы, то при пересчете на их вес, они все же съедают больше. Для того чтоб «собрать» столько зелени, жираф должен «работать» практически весь световой денек, беспрерывно объедая кроны деревьев, держась при всем этом в самом продуктивном растительном ярусе от 2 до 6 метров над поверхностью земли, в каком содержится наибольшее количество протеина. В отличие от травоядных копытных, жирафов можно условно именовать листоядными либо древоядными.
Пережеванная растительная масса проходит первичную обработку в одном из разделов желудка — рубце (всего таких разделов в желудке жирафа 4), потом она ворачивается в ротовую полость и пережевывается снова. Ведь жираф — животное жвачное. Позже еда снова попадает в желудок и после кропотливого переваривания перебегает в длиннющий (77 м) кишечный тракт, где переваривается совсем. Тут же, в кишечном тракте, происходит всасывание питательных частей еды в его стены и кровь.
Череп жирафа по-своему уникален. За много миллионов лет нахождения настолько высоко над землей он существенно облегчился за счет возникновения в стенах разных полостей и пазух. Что, в свою очередь, облегчило и упростило работу затылочному сухожилию, соединяющему его с грудными позвонками. Беря во внимание, что жирафы употребляют свои головы заместо кулаков, можно осознать, почему череп должен быть как можно легче — чтоб не привести к вымиранию вида!
Самые ранешние изображения жирафов можно повстречать на наскальных фресках Тассили — старого прибежища людей в Сахаре. С того времени население земли очень преуспело в их истреблении, и на денек нынешний некие подвиды, к примеру такие, как нубийский жираф, находятся на грани исчезновения.
Другие виды, такие как ангольский и замбийский, встречаются все пореже и пореже. Сейчас в Африке создаются новые заповедники, но даже при всем этом положение длинношеих гигантов незавидно. Вырубаются леса и уничтожаются их природные места обитания, они преследуются браконьерами, ареал их обитания повсевременно сокращается.
Если так пойдет и далее, мы можем стать последним поколением, видевшим живых жирафов