Выражение ужаса либо радости идиентично и у финансиста из Лондона, и у охотника-собирателя из Африки. Эмоции вообщем универсальны – они помогают безотчетно (другими словами стремительно) найти реакцию собеседника. Либо намерения неприятеля (фото с веб-сайта sciencedaily.com/Alexey Teterin).
Постановка вопроса, непременно, не нова: эволюционную подоплёку чувств подразумевал ещё сам Дарвин. Он, напомним, попробовал разобрать эту делему в работе "Выражение чувств у человека и животных", где была описана идентичность мимики при реакции на определённые ситуации у людей из самых различных уголков планетки и даже у неких животных.
Основоположник теории естественного отбора считал, что выражение лица человека должно быть многофункциональным, к примеру, обеспечивать наилучшую "картину" при встрече с противником. Но его догадка до сего времени оставалась неподтверждённой, а многие учёные придерживались точки зрения, согласно которой наружное проявление чувств было в главном обосновано соц факторами.
Спецы по когнитивным исследованиям Адам Андерсон (Adam Anderson), и Джошуа Сасскинд (Joshua Susskind) из института Торонто (University of Toronto) решили проверить старенькую идею при помощи новых технологий.
Отчёт о проведённом исследовании размещен в журнальчике Nature Neuroscience.
Канадцы воспроизвели компьютерную версию стандартной гримасы ужаса (брови наверх, глаза навыкате, вздымающиеся ноздри) и выражения омерзения (сморщенный нос, приподнятая губа и суженные глаза).
"Большая часть людей считает, что выражение лица необходимо для передачи сигналов другим людям. Мы же утверждаем, что сначало мимика появилась в качестве механизма персональной защиты, а позже – для коммуникации", — гласит доктор Андерсон. На рисунке (слева вправо и сверху вниз) изображены модели ужаса, омерзения, печали и радости. Пока учёные узнали, чем человеку может посодействовать мимика первых 2-ух чувств, а две последние, видимо, на очереди (иллюстрация Joshua Susskind, Adam Anderson/University of Toronto).
В процессе опыта группе добровольцев было предложено воспроизвести подобающую построенным моделям мимику – эти данные записывались на камеру и сопоставлялись с замерами в симуляторе.
Результаты проявили, что выражение чувств служит не только лишь для передачи условного сигнала противнику либо сородичам, да и имеет принципиальное физиологическое значение.
А именно удалось установить, что испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, увеличением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку резвее реагировать на опасность.
Гримаса брезгливости, напротив, влечёт за собой ограничение угла обзора и угнетение дыхания – это минимизирует вероятные нехорошие воздействия на глаза либо попадание вредных веществ в лёгкие.
По словам Андерсона, до сего времени исследователи фокусировались только на коммуникативной функции мимики, но не на био и эволюционно обусловленной.
"С одной стороны, это смотрится естественным, но с другой – никому ещё не удавалось получить экспериментальных доказательств", – подтверждает нейрофизиолог Кевин Окснер (Kevin Ochsner) из Колумбийского института (Columbia University).
Вобщем, скептики не считают "персональную" интерпретацию механизма мимики полной.
Мимика сыграла важную роль в появлении социума, считают многие учёные. К примеру, узнаваемый английский антрополог Робин Данбэр (Robin Dunbar) убеждён, что белки глаз у человека появились, так как появилась необходимость определять по очам чужие намерения и эмоции. Напомним, что человек — единственный примат, имеющий белки глаз. У всех других антропоидов глаза совсем чёрные. Таким макаром, человек обрёл принципиальное средство коммуникации, которым не обладали другие животные, и получил преимущество (иллюстрации с веб-сайтов stockton.edu, larvatusprodeo.net, roumazeilles.net, buytaert.net, wordpress.com).
Способность передавать сигналы об угрозы сородичам и координировать свои деяния явились более принципиальным аспектом отбора в эволюции нашего вида, чем самозащита в критичных ситуациях, – данной теме посвящено другое исследование, проведённое группой английских и американских учёных.
Согласно его результатам, которые были размещены в журнальчике Американской психической ассоциации (APA), выражение чувств каждым человеком может быть уникальным.
Эволюционный психолог Бриджит Уоллер (Bridget Waller) из института Портсмута (University of Portsmouth) и её коллеги из США, спецы по анатомии человека, провели исследование сокращений лицевых мускул, препарировав 18 трупов белоснежных янки.
Результаты проявили: есть бесспорные общие черты, но имеются и различия.
У каждого человека находится однообразный набор из 5 "чувственных" мускул, отвечающий за 6 базисных эмоций: ужас, омерзение, гнев, счастье, удивление и печаль. Но есть ещё 11 видов мускулов, которые у одних людей находятся, а других – нет.
Не они все универсальны либо в равной мере задействуются людьми, причём даже в границах одной расовой группы. К примеру, мускула хохота (Musculus risorius) оказалась только у 2-ух третей исследованных останков.
Не достаточно того что сочетания лицевых мускул у многих людей уникальны, они иногда ассиметричны даже у 1-го человека. По воззрению учёных, такое обилие могло понадобиться людям не для того, чтоб обмениваться информацией, а для того чтоб… скрывать чувства. Вот так и родилось человеческое лицемерие (фото Nature).
"Некие выражения лица по сути уникальны, – считает английский психолог. – Это делает реакцию на раздражители понятной тем, кого человек знает лично – друзьям и близким".
По воззрению доктора Уоллер, сигналы о принципиальных для всей популяции чувствах передавались в режиме универсальной доступности – средством 5 базисных мимических мускул, а другие 11 служили для установления соц связей снутри группы либо схожих отношений.
Бриджит добавляет, что многие люди на подсознательном уровне копируют эмоции друг дружку, при всем этом не испытав соответственных сенсорных потрясений без помощи других. Конкретно так могли появиться наблюдавшиеся различия, в том числе даже анатомические.
В общем, кроме физиологической базы мимики есть, возможно, и культурная, а результаты исследовательских работ не противоречат друг дружке, но являются проявлениями 2-ух переплетающихся веток эволюции – био и поболее юный социальной.