Зинаида Арсеньева, историк моды
Древняя Эллада, как известно каждому школьнику, - родина европейской цивилизации: науки, литературы, философии, скульптуры и зодчества, театра... Но не все знают, что здесь, в этой благословенной стране, были впервые созданы сандалии, от которых и пошла вся европейская обувь.
Кто был первым дизайнером обуви, неизвестно. Но существует красивая легенда, согласно которой в этой роли выступил сам властитель Олимпа Зевс, создавший золотые сандалии с крылышками для своего посланца Гермеса.
Так или иначе, но сандалии - древнейший вид обуви. Как только человек понял, что ему нужно защищать ноги от камней, воды и горячего песка, он изобрел сандалии.
Они состояли из подошвы и ремешков, которые привязывались к щиколотке и ступне или пропускались между пальцев. Туфли, как и вся остальная обувь, происходят от сандалий. На рельефах Парфенона, на мраморных статуях, красно- и чернофигурных вазах можно видеть богов, героев и простых смертных в изящных сандалиях.
Прекрасная пара
В обуви есть какая-то странная человечность. Туфли, ботинки, сапоги всегда выступают в паре, как близнецы или влюбленные. Но мало кто знает, что обувную пару тоже изобрели древние греки. Именно в Древней Элладе сапожники впервые догадались шить обувь на правую и левую ногу по разным лекалам.
Следуй за мной!
Уже в древности обувь была не только «средством передвижения», но и знаком определенного социального статуса. Рабы были лишены прав и - обуви. Бедняки и рабы ходили босыми, а в ненастье и холода носили грубые деревянные башмаки.
В Древней Греции считали, что по подошве можно узнать мысли хозяина обуви. Однако гетеры предпочитали не испытывать судьбу и потому просили сапожников подбивать их сандалии гвоздями так, чтобы те оставляли на песке следы с призывом «Следуй за мной».
Самыми распространенными среди всех видов сандалий были иподиматы. Они состояли из подошвы, сделанной из дерева, пробки или кожи и нескольких ремней, крепивших ее к ноге.
Древнегреческие трагические актеры для большей величественности носили сандалии на высокой подошве - котурны, которые можно было надевать и на правую, и на левую ногу.
Крепиды - более сложный по конструкции и совершенный вид сандалий. Они выглядели как подошва с небольшими бортиками, те были снабжены отверстиями, в которые продевались тонкие ремни - ими обматывали ногу крест-накрест до щиколотки. Это исключительно греческая обувь, которую носили обычно вместе с хитоном. Чаще всего крепиды имели задник. Мужчины (в первую очередь воины) предпочитали крепиды на толстой подошве, подбитой гвоздями.
А женщины носили сандалии со множеством ремешков, которыми следовало переплетать ноги выше лодыжек, или с широким ремнем над пальцами. С боков стопы прикрывались кусочками кожи. Такие сандалии напоминали туфли и иногда даже снабжались каблуком.
Делали сандалии и крепиды из мягкой свиной или телячьей кожи. Если обувь предназначалась для торжественных выходов, кожу красили, золотили, украшали жемчугом, металлическими бляшками, вышивкой (у Еврипида в переложении Анненского: «По чертогу кружит, золоченою туфлею сверкая»).
Попирая своих врагов
В Древнем Риме носили туфли - калцеи, закрывавшие ступни, и сандалии - солеа. Порядочные женщины предпочитали закрытую обувь, а куртизанки - сандалии. На подошвах сандалий иногда изображали лица врагов.
Патриции прикрепляли обувь четырьмя ремнями, плебеи - одним. Женщины чаще носили белую обувь, мужчины - черную, а в торжественных случаях - пурпурную и алую, украшенную вышивкой и драгоценными камнями, бляшками из золота и серебра.
Римляне не ходили босыми даже дома, но носить простые сандалии - подошвы - «на публике» было не принято. Выходя на улицу или принимая гостей, римляне надевали на тунику тогу (позже - паллиум, пенулу или лацерну), а подошвы меняли на высокие башмаки.
В ногу с модой
Мода на древнегреческие сандалии пришла в Европу на рубеже XVIII-XIX веков, в эпоху наполеоновских войн и торжества стиля ампир. Вспышку моды на античность связывают не только с культом Наполеона, провозгласившим себя императором, но и с раскопками в Помпеях и Геркулануме. Так или иначе, но представительницы высшего общества и полусвета захотели походить на богинь Олимпа. В моду вошли платья, сшитые из прозрачных легких тканей, с завышенной линией талии и красивыми драпировками. Такие платья надевали на облегающее трико розоватого оттенка, а порой и просто на голое тело. Традиционные туфли на каблуках с подобными нарядами сочетались плохо. Тут-то и вспомнили о древнегреческих сандалиях, которые придавали походке особую плавность и грацию. Только ножки светских львиц наполеоновской эпохи обвивали не кожаные ремни, а шелковые и атласные ленты.
Хорошо забытое старое
Итальянского дизайнера обуви Сальваторе Феррагамо называют «сапожником звезд». На его счету множество уникальных моделей, в том числе сандалии в древнегреческом стиле, изготовленные для одной из голливудских лент 1920-х годов. Хотя в чем же здесь уникальность? Феррагамо обратился к традиции.
В то время обнажать ступни публично считалось непристойным. И модницы стали носить сандалии только после того, как настоящая индийская принцесса, свободная от подобных предрассудков, появилась в них на светском рауте, о чем немедленно написали газеты.
Сегодня обувь, напоминающая древнегреческие сандалии, время от времени становится весьма популярной. И неудивительно. Мода на античность постоянно подогревается голливудскими пафосными «пеплумами» (так принято называть костюмированные кинофильмы, снятые по сюжетам из античной истории, вроде «Трои» Вольфганга Петерсона). Вот и в этом сезоне дизайнеры предлагают модницам обуться в сандалии с ремешками, украшенными крупными камнями и стразами...
Комментарии
Я являюсь автором текста об обуви, который вы частично использовали в своём сообщении/статье на :
dinoera.ru/antropologija/1349-obuv-podarok-zevsa.html
Возможно, Вы его скопировали из другого источника, который использовал мой текст.
Прошу Вас удалить его, чтобы не нарушать мои авторские права. Сообщите мне на antiplagiat.authorgmail.com, пожалуйста, когда это будет сделано.
Заранее благодарю за понимание.
Спасибо.