Принято считать, что на древних наскальных рисунках гибридов людей и животных изображены шаманы и колдуны в ритуальном облачении. Однако археологические находки и случаи рождения людей с характерными физическими отклонениями позволяют усомниться в бесспорности такой трактовки. Их изображали по всей Земле…
Огромное количество изображений зверолюдей, выполненных более 10 000 лет тому назад, обнаружено на территории Европы, Южной Африки и Австралии. Часто головы этих существ украшают рога. Специалист по доисторическому искусству из Австралийского музея в Сиднее доктор Пол Такон в ноябре 2001 года в журнале New Scientist высказал предположение, что упомянутые существа – не люди, а «териантропы, гибриды людей и животных». Вместе с другим специалистом по первобытному искусству, Кристофером Чиппендейлом, они провели первое серьезное исследование изображений териантропов. В Европе, в том числе в знаменитой французской пещере Труа-Фрер, а также в Южной Африке и Северной Австралии ими было изучено более пяти тысяч наскальных рисунков, древнее происхождение которых подтвердили самые современные методы датировки. …и делали это «с натуры»?Считается, что первобытные люди рисовали то, что видели в жизни: бизонов, лошадей, мамонтов и, разумеется, своих собратьев. Но тогда почему же они нарисовали столько териантропов, большинство из которых к тому же рогаты? Изучением этой проблемы занимается также и польский исследователь исторических загадок Тадеуш Ошубский. До сих пор считалось, что странные персонажи пещерного изобразительного искусства – никакие не териантропы, а те же самые первобытные люди, только «работавшие» шаманами и изображенные в своей ритуальной «спецодежде». А что касается рогов, то они испокон веку служили символом принадлежности к иным мирам: в разные эпохи и у разных народов они либо были атрибутами солнечных и лунных божеств плодородия, либо отождествлялись с нечистой силой, агрессивностью, смертью. Быть рогатым – нормально
Однако изучение старинных легенд и преданий, исторических документов, а также ряд деталей, обнаруженных исследователями, позволяют предположить, что гибриды териантропы – действительно существовавшие предки современного человека. В развалинах города Ур, основанного шумерами на территории современного Ирака около 7000 лет тому назад, археологи раскопали царские гробницы, на стенах которых изображены рогатые и хвостатые человекоподобные существа. Похожие рисунки есть и на китайских керамических изделиях, изготовленных около 500 года до н. э. Выдающиеся представители античной культуры и науки – поэт Овидий, историки Плиний Старший и Геродот – упоминали в своих трудах племя фавнов (людей, покрытых шерстью, с козлиными рогами, копытами и бородой), обитавшее в глухих лесных дебрях. Римский консул и писатель Филострат в одной из книг рассказал о поимке и приручении дикого фавна в Эфиопии.
А древнегреческий историк Плутарх подробно описывает, как такого фавна заманили в ловушку на черноморском побережье близ греческого города Аполлония, на территории современной Болгарии. Имеются и более поздние сведения о рогатых людях. Документально зафиксировано, что в XVII веке в английском графстве Лестершир жила Мэри Дейвис с двумя «бараньими» рогами на голове, а французский историк Коллин де Планси в начале XIX века писал о рогатом монахе из монастыря Сен-Жюстин. В 1880-х годах в США, в округе Брэдфорд штата Пенсильвания, экспедиция в главе с доктором Дж.П. Донахью и профессорами А.Б. Скиннером из Американского исследовательского музея и В.К. Морхедом из Академии Филлипса обнаружила внутри земляного холма захоронение, датируемое 1200 годом.
В нем находились останки 68 человек. Судя по скелетам, средний рост погребенных составлял более двух метров. Но больше всего исследователей поразили черепа: на некоторых из них по бокам выступали костные выросты, то есть рога! А в 1903 году на одной из шахт вблизи американского города Айсола, штат Канзас, перед рассветом вдруг появилось рогатое длинноволосое человекоподобное существо с горящими красными глазами, вызвавшее панику среди рабочих ночной смены. Этот случай описан в книге «Более чем…» журналиста и писателя Ричарда Лазаруса. Таким образом, существование рогатых людей можно считать бесспорным, а что касается наличия у них копыт и хвостов, то этот вопрос пока остается открытым «за недостаточностью вещественных доказательств». Разновидность зверочеловека Оборотень – человек, способный превращаться в животное. Мы с детских лет встречаемся с подобными перевоплощениями на страницах сказок. Братец Иванушка, который не послушался сестрицы Аленушки и напился водицы из ямки, проделанной козьим копытом, превратился в козленочка.
У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» фигурирует целое «созвездие» оборотней. Это и коварный чародей, обернувшийся злым коршуном и тиранивший прекрасную царевну, вынужденную стать на время лебедем, и князь Гвидон, который в виде комара, а затем мухи и шмеля проникает на купеческий корабль, чтобы увидеть родного отца, царя Салтана. Легенды о людях, способных превращаться в животных (особенно в волков), известны с незапамятных времен. Во Франции таких монстров называли лугару, в Италии – люпоманаро, в Болгарии это были полтеники, в Германии и ряде западноевропейских стран – вервольфы. Именно последнее название и стало впоследствии общепринятым для человека-волка. Согласно многочисленным повествованиям об оборотнях, днем они выглядят как обычные люди, а по ночам превращаются в волков и отправляются на свою страшную охоту. Как распознать оборотня В эпоху Средневековья была широко распространена вера в то, что при изменении обличья дополнительную, сверхъестественную силу человек-оборотень получает от дьявола. В XV-XVI веках любого, в ком подозревали оборотня, уничтожали с той же жестокостью, что и ведьм. Их, как правило, либо судили и приговаривали к сожжению на костре, либо затравливали собаками. Причем стрелять в них из обычного оружия считалось бесполезным: убить такое существо можно лишь серебряной пулей. Во Франции в период 1520-1630 годов было зафиксировано более 30 тысяч случаев ликантропии (болезни, вызывающей изменения в теле, в результате которых человек превращается в волка). Частично это явление можно объяснить каннибализмом бедных, обнищавших крестьян. Однако большинство «уличенных» действительно считали себя волками, убивая и поедая людей под влиянием своего заблуждения. Существовало множество способов, помогающих выявить оборотня. Бытовало поверье, что во время превращения в волка он срывал с себя одежду и при этом ранил свою кожу отросшими когтями. Потом, отправляясь разбойничать в зверином обличье, оборотень пробирался по лесу, и ветки деревьев непременно оставляли царапины на его теле. Поэтому, прежде чем подвергнуть казни человека, подозреваемого в том, что он – оборотень, его заставляли раздеться догола. Если на теле обнаруживались свежие царапины, с ним все было ясно. В Германии, Франции и странах Восточной Европы верили, что нередко оборотень, меняя облик, выворачивает свою кожу наизнанку, поскольку она покрыта мехом изнутри. Превращаясь в человека, он всего лишь вновь выворачивает кожу, только теперь уже мехом внутрь. Поэтому иногда, пытаясь разоблачить подозреваемого, толпа резала человека на части, чтобы обнаружить у него под кожей волчий мех.
Судя по древним рукописям, число людей, пострадавших от таких способов проверки, очень велико. Истоки веры В глубокой древности дикари постоянно сталкивались с миром животных, перед превосходством которых люди нередко преклонялись. Они видели, какой громадной силой обладают тигр, медведь, волк, бизон, крокодил. Поэтому первобытные народы почитали и обожествляли их. Ительмены – коренные жители Камчатки – поклонялись китам, волкам и медведям. Американские индейцы, убив медведя, приносили ему дары, словно извиняясь за убийство. Многие древние народы выбирали себе покровителя из числа хищных животных, а некоторые даже считали их своими далекими предками. Поэтому очень часто примитивные религии были связаны с культом животных. Этим, в частности, исследователи объясняют изображения богов Древнего Египта с головами ястреба, коровы, волка, кошки. Такие религиозные представления и могли послужить основой веры в оборотней.