Дети, пережившие насилие, в большей степени подвержены болям в животе, тошноте и рвоте

Дети, которые пережили душевную травму, физическое или сексуальное насилие, чаще страдают от болей в животе, тошноты и рвоты, чем их сверстники, воспитывающиеся в благополучных семьях. К такому выводу пришли ученые из Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл, США. Гастроэнтеролог и гепатолог Миранда ван Тилбург с медицинской кафедры университета полагает, что, когда юные пациенты на приеме у врача жалуются на беспричинные боли в желудочно-кишечном тракте, в первую очередь, необходимо выяснить, не имело ли место насилие над ребенком.

Соответствующий доклад опубликован в журнале «Annals of Family Medicine» за март/апрель 2010 года.

Доктор медицинских наук ван Тилбург вместе с коллегами анализировала данные, полученные в ходе лонгитюдных исследований вопроса жестокого обращения с детьми. В эксперименте участвовало 845 детей в возрасте от 4 до 12 лет. Каждые два года ученые проводили опрос среди родителей на предмет каких-либо гастроэнтерологических дисфункций, возникающих у их детей, а также фиксировали в центрах социальной защиты любые жалобы, связанные с насилием, проявленным к этим детям. Пациенты, достигшие 12 лет, сами составляли отчеты о состоянии своего желудочно-кишечного тракта, душевном самочувствии и т.д. Ученые анализировали данные с помощью метода логистической регрессии.

Результаты показали, что в 91% случаев сексуальное насилие либо предшествовало, либо совпадало с периодом недомоганий в области живота. Кроме того, у некоторых детей при воспоминании случаев насилия в прошлом прослеживалась статистически значимая ассоциация между насилием (физическим, психологическим или сексуальным) и абдоминальной болью, тошнотой/рвотой.

Ученые также провели дополнительные анализы, в ходе которых изучали воздействие психического и физического насилия по отдельности. Результаты показали, что в большинстве случаев величина воздействия падала ниже уровня статистической значимости, за исключением корреляции между физическим насилием и тошнотой/рвотой. По словам Миранды ван Тилбург, это совпадает с данными, зарегистрированными в других медицинских источниках. Психические травмы лишь частично ослабляют корреляцию между физическим насилием и тошнотой. Другие факторы, такие как постоянные изменения в нервной системе в результате травм, связанных с физическим насилием, очевидно, также играют в этом процессе определенную роль.