Теоретические расчёты физиков показывают, что такой диэлектрик, как вода, можно поляризовать, создав в нём постоянную разность (градиент) температур. При этом электрическое поле в воде может достигать огромного значения — порядка 108 В/м.
|
Что будет в случае, когда градиент температуры будет создаваться в диэлектрике? Казалось бы, свободных носителей заряда нет, а потому отсутствие электрического тока очевидно. Однако, как оказалось, будет наблюдаться другой электрический эффект — поляризация диэлектрика. Известно, что молекулу диэлектрика можно представить как маленький диполь. В работе Water Polarization under Thermal Gradients норвежских и английских учёных показывается, что дипольные моменты молекул диэлектрика, в котором создаётся постоянная разность температур, упорядочиваются и ориентируются в направлении области с меньшей температурой.
Но обо всём по порядку. Рассматриваемая работа является чисто теоретической и, как понятно из названия, объектом исследований стал наиболее известный диэлектрик — вода. В своих расчётах авторы используют аппарат неравновесной термодинамики, при этом вода заменяется моделью под названием Central Force Model (модель центральной силы). Создаваемый градиент температуры выводит систему из состояния термодинамического равновесия, поэтому использование неравновесной термодинамики оправдано. Чем же тогда обусловлено использование Central Force Model для рассмотрения свойств воды? Всё это необходимо для более упрощённого количественного описания свойств воды, в том числе и в условиях прохождения через неё теплоты. Сама модель центральной силы была предложена сравнительно недавно (в 1975 году) американскими учёными Ховардом Лембергом и Фрэнком Стилинджером. Их работа была опубликована в Journal of Chemical Physics под названием Central-force model for liquid water. Несмотря на упрощения в описании свойств воды в рамках данной модели, доказательством её пригодности может служить тот факт, что посчитанная диэлектрическая проницаемость воды в рамках Central Force Model ?theor = 82 слабо отличается от экспериментального значения ?exp = 78,3.
Возвращаясь к обсуждаемой работе, отметим, что исследуемая система представляла собой прямоугольный параллелепипед — «ящик» с размерами Lx = 5Ly = 5Lz, где Lz = 19,73 A или (второй вариант «ящика») Lx = 10Ly = 10Lz, где Lz = 14,79 A, где Lx,y,z — длина, ширина и высота соответственно. В этих ящиках находилось соответственно 1280 и 3240 молекул воды. Градиент температуры создавался вдоль оси х. «Профиль» распространения тепла в системе показан на рисунке 1. Постоянство температур можно регулировать с помощью термостатов, располагая их по бокам и в середине системы.
Предполагается, что температура на торцах моделируемой системы размером Lx = 5Ly = 5Lz составляет 475 К, в середине «ящика» 325 К, что соответствует тепловому потоку 2,6·1010 Вт/м2, либо (второй случай) 450 К и 350 К с тепловым потоком, равным 1,4·1010 Вт/м2. В обоих случаях вода находилась под давлением 1400 атмосфер.
Чтобы проверить, насколько методы неравновесной термодинамики адекватно описывают рассматриваемую систему, находящуюся в таких условиях, авторы рассчитали температурную зависимость плотности воды (рис. 2.).
|
Пустые и зарисованные круги на графике отвечают тепловым потокам 2,6·1010 Вт/м2 и 1,4·1010 Вт/м2 соответственно. Сплошная красная линия — экспериментальная кривая. Как видно, согласие теоретического описания и экспериментальных данных явно просматривается, а значит, в дальнейшем, теоретическая модель, базирующаяся на методах неравновесной термодинамики, должна давать правильные результаты.
Основной результат работы можно представить в виде графика зависимости напряжённости электрического поля вдоль направления созданного градиента температуры в исследуемой системе (рис. 3).
|
Здесь чёрными квадратами показана напряжённость электрического поля в системе, когда поток тепла равен 2,6·1010 Вт/м2 (градиент температуры 3 К/A), синими квадратами напряжённость для потока 1,8·1010 Вт/м2 ( градиент температуры 2 К/A). Таким образом, создавая градиент температуры около 1010 К/м можно создать напряжённость электрического поля в воде порядка величины 108 В/м.
Более того, неравновесная термодинамика предсказывает линейную зависимость между приложенным к системе градиентом температуры ?T и создаваемой напряжённостью электрического поля Ex: . Чтобы проверить это равенство, авторы с его помощью рассчитали зависимость напряжённости электрического поля для теплового потока 1,8·1010 Вт/м2 в предположении, что зависимость Ex (x) для теплового потока 2,6·1010 Вт/м2 известна. Синяя сплошная кривая на рисунке 3 показывает результаты расчета. Нетрудно видеть, что посчитанная ранее координатная зависимость напряжённости электрического поля (синие круги) и зависимость Ex (x) для теплового потока 1,8·1010 Вт/м2, полученная с помощью соотношения, практически совпадают.
В заключении остаётся лишь один вопрос, который необходимо выяснить, а именно, что заставляет молекулы воды упорядочиваться под действием теплоты? Не вдаваясь в подробности сложных понятий неравновесной термодинамики, данный эффект можно объяснить следующим образом: общеизвестно, что любая термодинамическая система, находящаяся в неравновесии с окружающей её средой, стремится найти «устойчивое» состояние. Так вот, благодаря поляризации диэлектрика, система как бы оказывает сопротивление при распространении теплоты, стремясь таким образом скомпенсировать неравномерное распределение температуры внутри себя.
Что касается экспериментальной проверки полученных результатов, то авторами предлагается вариант искать описанную поляризацию не только в воде, но и, например, в наночастицах металла, подвергаемых электромагнитному излучению. В таком случае может быть создан градиент температуры 108 К/м, приводящий к значению напряжённости электрического поля порядка 106 В/м. Подобный эффект может быть также измерен и в биологических клетках. Речь идёт о недавно обнаруженном явлении наблюдения температурного градиента между Са2+-АТФазой и окружающим раствором порядка 106 К/м, что должно приводить к возникновению напряжённости электрического поля ~104 В/м.