На Гавайских островах встречается множество видов растений и животных, вселившихся в последние несколько столетий благодаря человеку — или же по вине человека. И хотя присутствие интродуцентов нередко оказывается для местных видов губительным, на Гавайях, как показали недавние исследования, птицы-вселенцы играют в наши дни ключевую роль в расселении местных растений, способствуя сохранению лесов, образованных туземными видами.
Современные флора и фауна Гавайских островов состоят в значительной мере из интродуцированных видов. Немногие районы Земли могут соперничать по доле видов-вселенцев с Гавайями. В частности, большинство наземных (не водных) птиц на Гавайских островах — вселенцы (не менее 58 видов). Многие местные виды, как это обычно и бывает, по вине вселенцев вымерли или оказались на грани вымирания. В то же время интродуцированные виды могут не только вредить туземным, но и способствовать их выживанию. Именно таковы отношения между несколькими интродуцированными видами птиц и рядом исконно гавайских растений.
Джеффри Фостер (Jeffrey T. Foster), сотрудник Иллинойского университета (впоследствии — Университета Северной Аризоны), и Скотт Робинсон (Scott K. Robinson), работающий в Музее естественной истории во Флориде, в своей недавней работе показали, что интродуцированные на Гавайи виды птиц, в отличие от сохранившихся туземных видов, играют немалую и, по-видимому, ключевую роль в расселении многих местных растений.
Фостер и Робинсон исследовали содержимое желудков и экскременты птиц на Гавайских островах — в туземном лесу и в лесу с преобладающими чужеродными породами деревьев, высаженными в 60-е годы прошлого века в интересах лесной промышленности. Семена растений были обнаружены почти исключительно в желудках интродуцированных видов птиц. Сохранившиеся туземные птицы питаются в основном нектаром и беспозвоночными, в то время как несколько видов-вселенцев поедают плоды и способствуют расселению семян, причем отдают предпочтение местным видам растений — даже там, где они в меньшинстве.
По-видимому, во многом благодаря тому, что преобладающие в гавайских лесах чужеродные виды птиц предпочитают питаться плодами местных видов растений, в исследованных Фостером и Робинсоном лесонасаждениях, состоящих из чужеродных пород деревьев, подрост состоял по большей части из туземных видов. Некоторые из них встречались в подросте этих насаждений не реже, чем в подросте туземных лесов, где, в свою очередь, интродуцированные виды растений, предположительно также привнесенные птицами, были обнаружены лишь местами и в небольших количествах.
Таким образом, если бы удаление чуждых для Гавайев видов птиц усилиями природоохранных организаций и оказалось возможным, их исчезновение нанесло бы исконно гавайским растениям существенный урон.
Эти результаты иллюстрируют высокую степень пластичности природных сообществ. Незаменимых для сообщества видов в природе существует сравнительно немного. Виды-вселенцы могут не только вытеснять туземные виды, но и брать на себя их функции, нередко справляясь с ними не хуже, чем предшественники. Именно благодаря подобному эффекту в современных гавайских лесах чужеродные виды птиц помогают местным растениям.
Поэтому, охраняя туземную флору и фауну того или иного района, необходимо принимать во внимание воздействие видов-интродуцентов на исконных обитателей, которое далеко не всегда оказывается вредоносным и губительным, и в ряде случаев может быть не только безвредным, но даже благотворным. По-видимому, на ранних этапах вселения новые виды всё же крайне редко вызывают увеличение разнообразия местных сообществ, но впоследствии, заняв определенное положение в пищевых цепях и установив связи как с туземными видами, так и с другими интродуцированными, вселенцы вполне могут даже способствовать выживанию представителей местной флоры и фауны.
Похожие статьи: