|
Уровень зараженности «чумой XX века» в африканских странах начинает понемногу снижаться. По мнению медиков, главная причина улучшения ситуации — изменившееся отношение людей к случайным половым связям. Население начинает осознавать, что некоторые радости жизни могут быть слишком рискованными.
Снижение уровня зараженности ВИЧ отмечено уже в нескольких африканских странах, однако имеющиеся данные до сих пор оставались противоречивыми. Самый значительный прогресс, по-видимому, достигнут в Уганде, однако и в этой стране ситуация неоднозначна. Многие эксперты не доверяют сообщениям о снижении числа зараженных, поскольку они основаны на выборках, репрезентативность которых сомнительна. Не было единодушия среди экспертов и по вопросу о причинах улучшения, которое может быть связано как со сменой поведенческих стереотипов населения (более безопасный образ жизни), так и с другими факторами.Саймон Грегсон и его коллеги из научных и медицинских учреждений Великобритании, Южной Африки и Зимбабве опубликовали в журнале Science результаты наблюдений за жителями 12 населенных пунктов, расположенных в восточной части Зимбабве. Всего под наблюдением находилось около 10 000 человек. Работа проводилась в течение 6 лет (с 1998-го по 2003 год). Средний уровень зараженности в 1998-2000 гг. сравнивался с уровнем 2001-2003 гг. Среди мужчин в возрасте от 17 до 54 лет за три года зараженность снизилась с 19,5% до 18,2%; среди женщин в возрасте от 15 до 44 лет — с 25,9% до 22,3%. Снижение уровня зараженности выявлено в 10 населенных пунктах из 12 и затрагивает все социальные группы.
|
Лучше всего дело обстоит в самых молодых возрастных группах (у мужчин до 29 и женщин до 24 лет) и среди лиц с высоким уровнем образования. Авторы рассматривают этот факт как свидетельство того, что причиной спада является сознательный переход населения к более безопасному образу жизни. Речь идет, прежде всего, об ограничении случайных половых связей. В течение периода наблюдений подростки стали позже начинать половую жизнь, а у взрослых снизилось число случайных связей. Если в 1998-2000 гг. 45% молодых людей в возрасте от 17 до 19 лет уже вели половую жизнь (по их собственным словам), то спустя три года в этом признались лишь 27% парней того же возраста. У девушек в возрасте от 15 до 17 лет соответствующий показатель снизился с 21% до 9%. Во всех группах снизилось число половых партнеров (за последний год, за последний месяц и т. д.).
Авторы отдают себе отчет, что испытуемые могли чего-то недоговаривать. Известно, что в условиях эпидемии ВИЧ люди, продолжающие вести себя рискованно, стремятся этого не афишировать, причем по мере развития эпидемии скрытность растет. Кроме того, снижение числа случайных связей может быть вызвано не только осознанием опасности такого поведения, но и избирательной смертностью. Самые активные ловеласы в условиях эпидемии просто-напросто умирают первыми. Это хорошо подтверждается статистикой. В результате такого «естественного отбора» в популяции растет доля тех, кто придерживается строгих правил. Это в корне меняет структуру «сексуальной сети», по которой распространяется инфекция. В итоге даже тем, кто не прочь жить по-старому, становится гораздо труднее найти партнера для случайных связей, и они становятся «праведниками поневоле».
Однако расчеты авторов показали, что избирательная смертность от ВИЧ может объяснить не более 9% от наблюдаемого снижения числа половых партнеров в исследованной популяции. Таким образом, нравы становятся строже не только благодаря простому и жестокому дарвиновскому механизму отбора, но и благодаря тому, что люди осознают опасность и делают выводы.