Ракоскорпионы, одни из самых грозных хищников палеозойских морей, иногда выходили на берег. Об этом свидетельствуют их окаменевшие следы, обнаруженные в Шотландии.
Сообщение об открытии опубликовано 1 декабря в журнале Nature. Автор — палеонтолог Мартин Уайт (Martin Whyte) из Шеффилдского университета (Великобритания). След длиной 6 м и шириной 0,90-0,98 м состоит из центральной борозды и двух рядов отпечатков конечностей по бокам. Существо, оставившее эти следы, жило 330 миллионов лет назад (в начале каменноугольного периода) и имело как минимум три пары конечностей, различавшихся размером. Судя по длине «шага» (менее 27 см), ползло оно крайне медленно. Центральная борозда оставлена волочившейся по земле задней частью тела. Изучив структуру борозды, исследователь пришел к выводу, что чудовище, длина которого превышала 1,5 м при ширине около 1 м, продвигалось вперед не плавно, а небольшими рывками. Поскольку животное передвигалось явно с большим трудом и при этом волокло тяжелый хвост по земле, можно с большой уверенностью предполагать, что происходило это на суше, а не в воде. Следы ползания крупных членистоногих, оставленные на дне водоема, выглядят иначе. В этом отношении автор заслуживает полного доверия, поскольку является палеоихнологом — специалистом по ископаемым следам (trace fossils).Из всех известных науке раннекаменноугольных членистоногих такой след могли оставить только эвриптериды, или ракоскорпионы — представители ныне вымершего отряда членистоногих, родственники дожившего до наших дней мечехвоста (и вовсе не родня обычным скорпионам). Скорее всего, след принадлежит крупному ракоскорпиону Hibbertopterus. Ископаемые остатки этих животных известны из раннекаменноугольных отложений Шотландии.
Эта уникальная находка дополняет наши представления об устройстве древнейших наземных экосистем. В начале каменноугольного периода сложные сухопутные сообщества привычного для нас типа — с деревьями, позвоночными и насекомыми — только начинали формироваться. Наземные позвоночные были представлены только земноводными (в том числе крупными лабиринтодонтами), рептилии еще не успели появиться (не говоря о зверях и птицах). Уже жили на суше многоножки, скорпионы (не путать с ракоскорпионами!), а также немногочисленные примитивные насекомые. Теперь к этой «компании» можно добавить гигантских ракоскорпионов, время от времени выползавших на берег из своей родной водной стихии. Они были так же громоздки, неуклюжи и медлительны на суше и так же привязаны к водоемам, как и современные им наземные позвоночные. Пройдут десятки миллионов лет, прежде чем крупные сухопутные животные научатся бегать и прыгать. Но только ракоскорпионы до тех времен не доживут.
Некоторые российские новостные сайты уже успели сообщить об этой находке, но, к сожалению, ни в одном из найденных нами сообщений ракоскорпион не назван своим подлинным именем. Его называют либо просто «скорпионом», либо «водяным скорпионом» (калька с английского "water scorpion"). В первом случае смешиваются два разных класса членистоногих, во втором — используется название, в русской литературе закрепленное за насекомым — пресноводным клопом.