|
Синоптики московского аэропорта Шереметьево осваивают новые карты погоды, которые позволяют более точно определять, где может разразиться буря, как долго она будет продолжаться и где закончится. Сделать полеты намного безопаснее помогает автоматическая система анализа спутниковых данных, разработанная российскими учеными.
Воздушные ямы и мелкая тряска — не самые приятные ощущения, которые мы переживаем во время полета, — покажутся только «цветочками», если самолет попадет в грозу. Авиаперевозок становится с каждым годом всё больше, а погода нас вовсе не балует. Ураганы и смерчи, грозы и ливни представляют серьезную опасность для жизни пассажиров самолетов. Но наземные метеостанции расположены достаточно редко, чтобы правильно оценить погоду и дать точный прогноз на пути следования самолетов. Поэтому специалисты-синоптики расшифровывают спутниковые снимки облачности и уточняют положение атмосферных фронтов. До недавнего времени они делали это визуально и только на качественном уровне, поэтому справедливость прогноза погоды зачастую зависела от навыков и опыта синоптика.Ученые из Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета» разработали методы количественной обработки снимков облачности. Данные об облачности поступают от радиометров с полярно-орбитального спутника NOAA-16 и геостационарного METEOSAT-7. Автоматический комплекс распознает атмосферные явления, оценивает интенсивность осадков и гроз, определяет высоту верхней границы кучево-дождевой облачности и другие метеопараметры. И выдает уточненные карты прогноза погоды.
Синоптики аэропорта Шереметьево проанализировали уточненные карты погоды и убедились в их хорошем соответствии наземным данным. «По сравнению с исходными снимками, новые карты позволяют намного более точно определять положение и динамику атмосферных фронтов и волновых возмущений, зоны и интенсивность осадков, районы, в которых возможно возникновение ливней и гроз», — рассказали авторы методики на всероссийской конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса», проходившей в Институте космических исследований РАН.
Источник: доклад на III Открытой всероссийской конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса» (Москва, ИКИ РАН).