Робот по имени Р. Дэниил Оливо известен всем поклонникам творчества Айзека Азимова. В Японии классика фантастической литературы тоже чтят, а потому назвали в честь его фантастического персонажа свою гордость — первого в мире человекообразного робота, умеющего самостоятельно подниматься после падения.
Впрочем, к интерпретации имени исследователи из Токийского университета подошли творчески: R Daneel они расшифровывают, хоть и по-английски, но в характерном японском стиле: Responsive Dexterous Actions aNd Embodiment ELucidation Study One. Если попробовать перевести эту игру слов на русский, получится что-то вроде "чуткое проворное движение и воплощенное объяснение, опус первый".
Робот R Danyel поднимается из положения лежа. Иллюстрация с сайта http://www.isi.imi.i.u-tokyo.ac.jp.
В разработке алгоритма, управляющего движением робота, японцы явно вдохновлялись опытом специалистов по рукопашному бою, которых специально обучают технике быстрого подъема на ноги после падения. В положении лежа на спине R Daneel сначала отводит за голову руки, потом резким движением сгибает ноги, так что фактически становится на плечи, а затем, перекатываясь вперед на спине, поднимается на корточки. В приседе робот добивается устойчивого равновесия, балансируя руками, после чего может принять вертикальное положение.
В разработке японских ученых не было бы ничего необычного, если бы робот следовал строго запрограммированной траектории. Однако R Daneel движется самостоятельно с учетом массы и формы своего тела. Подобно тому, как человек ориентируется на показания своего вестибулярного аппарата и нервной системы, R Daneel использует данные, полученные от встроенных гироскопов, акселерометров и датчиков крутящего момента, сообщает New Scientist.
Массогабаритные характеристики R Daneel близки к параметрам человеческого тела: рост — 150 см, вес — 70 кг. Его программное обеспечение работает на платформе ART-Linux.
Разработчики надеются, что созданный ими алгоритм может быть использован не только для выхода из таких "чрезвычайных" ситуаций, как падение, но и для решения других динамических задач, таких как быстрая ходьба, прыжки, перекаты и разного рода захваты.