Согласно этой гипотезе наши далекие предки, жившие в Африке порядка 2,3 миллиона лет назад, столкнулись с тем, что климат в местах их обитания стал более засушливым, изменились ландшафты и снизилась продуктивность растительных сообществ. Древним гоминидам пришлось включать в свой рацион все больше мяса. Но сами охотится на крупных животных они не могли. И они нашли выход – стали спутниками крупных хищных кошачьих.
В то время в Африке обитали представители подсемейства Machairodontinae мегантереон (Megantereon) и гомотерий (Homotherium) – крупные саблезубые хищники. Они охотились на крупную дичь. Но в силу специфического устройства своего зубного аппарата они не могли обгладывать кости – им мешали выступающие клыки. После пиршества саблезубых кошек на костях их жертв должно было оставаться много мяса. Это мясо доставалось в основном гиенам, в том числе и гигантским гиенам, широко распространенным в то время. Но гоминиды – более сообразительные и изобретательные, сумели вклиниться в эту экологическую нишу между хищником и гиенами.
Вероятно, предки людей небольшими группами следовали за хищником и в случае его успешной охоты, дождавшись, когда зверь насытится, отгоняли наевшуюся и уставшую саблезубую кошку от добычи. И тут им было важно действовать быстро, пока не пришли многочисленные и агрессивные гиены. Необходимость совместных усилий в борьбе с хищником и гиенами способствовала развитию мозга и коллективного поведения. Для того, чтобы быстрее отделить мясо и небольшие части туши и утащить их в безопасное место, гоминиды применяли каменные орудия. Гигантские гиены, конкурентами которых оказались гоминиды, были опасными животными. Современные гиены нападают даже на львов, а их древние родственники были крупнее и наверняка еще агрессивнее. Для того, чтобы не стать их добычей, людям приходилось действовать быстро и скоординировано, а кроме того им было нужно быстро бегать – так как гиены бегают плохо и быстро устают. Следовательно, среди гоминид шел естественный отбор, при котором выживали те, кто был лучше приспособлен к быстрому и длительному бегу и к координации действий с товарищами. Кроме того, отбор шел также по уровню смелости и агрессивности гоминид – ведь отпугнуть саблезубого хищника и гиен не просто, это задача, непосильная для робких существ.
Агрессивность и навыки совместных действий очень пригодились людям, когда природа преподнесла им очередной сюрприз и саблезубые хищники стали вымирать. Людям пришлось учится охотиться самостоятельно. Это привело к изменению их орудийного набора на более продвинутый – на место олдувайской технологии обработки камня пришла ашельская культура. Причем, в Африке орудийный набор людей изменился около полутора миллионов лет назад, как раз после вымирания мегантереонов. В Европе мегантереоны исчезли почти на миллион лет позже – тогда технологии обработки камня изменились и у первобытных европейцев. Обычно разное время изменения технологий связывают с миграцией их носителей – людям, освоившим новую культуру обработки камня, понадобилось время, чтобы добраться до другого континента. Но вполне возможно, что первопричиной изменений технологий были изменения условий среды, а если среда не менялась, то и освоение новых технологий люди откладывали, ведь новое требует усилий.
Таким образом, согласно гипотезе Лопатина, люди, где миллион лет, а где и два миллиона, жили бок о бок с крупными кошачьими. Они занимали экологическую нишу, которую можно назвать нишей стайных дневных падальщиков. Впрочем, эти падальщики питались вполне свежим, недавно убитым мясом, только убитым не самостоятельно, а отнятым у хищника. Эта гипотеза подтверждается находками костей травоядных животных, на которых остались следы зубов и орудий. Судя по этим следам, первым мясо с костей обдирал хищник, потом добычей пользовались гоминиды и только потом то что осталось обгладывали гиены.
На иллюстрации - саблезубый хищник Мегантереон над своей добычей. Возможно, его раздражает присутствие неподалеку гоминид.