Увидеть русалку...

"Вот  послушайте,   что  приключилось   в  нашем   болотном  крае, - рассказывает белорусский фольклорист Жанна Железнова. - В  этнографической экспедиции я узнала о встрече  человека с невиданным существом. Это  было во время Великой Отечественной войны.  Солдат отстал от своего  взвода, догоняя его, шел по лесной дороге.

И вдруг видит: лежит человек. Он бросился к  нему и, когда подбежал, понял, что это не совсем человек, а кто или что -  понять невозможно. С  виду мужчина,  но весь  в рыбьей  чешуе, а  на руках  и ногах вместо  пальцев  перепонки.  Лицо   человеческое,  хотя  некрасивое,  но   и безобразным не назовешь.  Тут он стал  знаками показывать солдату  на себя и куда-то  в  сторону,  видимо,  просил  его  туда отнести. Солдат пошел в том направлении  и  скоро  увидел  небольшое  озеро.  Отволок  туда чешуйчатого, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже  на прощанье солдату рукой помахал..." Неужели померещилось?           "Русалка на  ветвях сидит"  - с  детства запечатлелись  эти строки поэта.   И   действительно,   столетиями   существуют   в   сознании  землян полулюди-полурыбы.  Их   называют  наядами,   ундинами,  водяными,    каппа, русалками... Русалка -  женского рода, но  есть и русалы,  существа мужского пола. То же и  у англичан - есть  мермэйдс (морские девы), но  есть и мермен (морские юноши). А помните  трогательную сказку "Русалочка"? Знаток  морских тайн  Пол  Брегг  утверждает:  русалки  существуют  на  самом  деле,  с  ним солидарен известный зоолог Айвен Сандерсон да и многие другие.

          Люди-рыбы   по    мифологическим   представлениям    ведут    свое происхождение от бога Эя  (он же Оанн). Этот  вавилонский бог и его  потомки вышли из вод Персидского залива  и поселились в городах Шумера.  Они научили людей писать, возделывать культуры, обрабатывать металлы. На барельефе  VIII века до н.э., выставленном в Лувре, Оанн изображен в виде человека с  рыбьим хвостом.

          Другим древним  богом с  рыбьим хвостом  был Дагон.  Ему и  богине Луны Атаргат, или Дерцето,  поклонялись филистимляне, которые упоминаются  в Библии. Древнегреческий писатель Лукиан  (около 120-190 годов н.э.)  сообщал следующее: "Подобно Дерцето  я видел в  Финикии изображение, где  на верхнюю половину -  это женщина,  а ниже  пояса ее  конечности превращаются в рыбу".

Одним из  наиболее видных  научных авторитетов  в античное  время был Плиний Старший (23-79 годы н.э.), римский ученый и писатель-энциклопедист,  который погиб  во  время  извержения  Везувия,  когда  была разрушена Помпея. Мнение Плиния Старшего было непререкаемо, и он сообщал о "морском человеке". Он  же видел мертвую русалку на берегу Галлии (современная Франция).

          После  утверждения  христианства  в  Европе  духовенство  пыталось задушить  остатки  языческих  верований.  Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки,  с которыми не  были связаны основные  языческие культы, не представляли большой опасности для  новой религии, и они продолжали  жить в фольклоре. Более того, церковь приспособила древние языческие легенды  для своих целей. Русалки включены  в бестиарии (старинные сведения  о животных), и резьба с изображением наяд украшает многие церкви и соборы. Прекрасный  ее образец  можно  увидеть  в  церкви  в  Зенноре (Корнуолл, Великобритания) на спинке скамьи. Полагают, что резьбе 600  лет и что она связана с  легендой о Мати  Тревелле,  сыне  церковного  сторожа,  который  в один прекрасный день таинственно исчез. Спустя  год капитан корабля  прибыл в Сент-Ив  и сообщил, что он, выбирая якорь у пещеры Пендауэр, видел русалку, которая ему  сказала следующее:  "Ваш  якорь  закрыл  вход  в  пещеру,  а  Мати  и наше потомство оказались в западне." Таким образом, для жителей Зеннора тайна  исчезновения Мати была раскрыта.

          В  1608  году  Генри  Гудзон,  английский  мореплаватель,  в честь которого были названы залив, пролив и река в Северной Америке, им  открытые, изложил любопытный факт в корабельном журнале: "Утром один из членов  нашей, компании перегнулся за борт  и увидел русалку: она  звала его к себе.  Среди прочих наших  компаньонов перегнулся  еще один,  и как  раз в  это время она приблизилась  к  борту,  чистосердечно  глядя  на  людей.  Чуть  позже  море взволновалось  и  захлестнуло  ее.  Со  стороны  борта  ее  груди  и   спина выглядели, как у женщины (поскольку матросы смогли ее рассмотреть), ее  тело такого же размера, как и у нас, ее кожа была очень белой, с ее тела  свисали длинные пряди,  а цвет  волос у  нее был  смоляной, в  ее фигуре заметен был хвост, похожий на  хвост дельфина, по  окраске - как  у скумбрии. Вот  имена тех, кто ее видел: Томас Хиллс  и Роберт Рэйнер". Гудзон был весьма  опытным мореплавателем, который тщательно подбирал себе команду и, скорее всего,  не счел бы важным записывать в вахтенный журнал явную чепуху.

          ...8 сентября 1809  года авторитетная газета  "Таймс" опубликовала следующее письмо некоего Уильяма Манро: "Примерно двадцать лет тому назад  я работал  школьным  учителем  в  приходской  школе  в Ризе (Шотландия). Раз я прогуливался  по  берегу  в  направлении  Сэнсайд  Бэй,  когда  мое внимание приковало  появление   фигуры,  напоминающей   существо  женского   пола   совершенно  неодетое,  сидящее  на  скале  лицом  к  морю  и, судя по всему, расчесывающее  волосы,  которые   обрамляли  его  плечи.   Цвет  волос   был каштановым.  Сходство  с  фигурой  наподобие  русалки  во всех ее формах был ошеломляющим.   Я   терялся    в   догадках,    сомневаясь,   неужели    это человекообразное  существо  именно  она.  Лоб  был чистым и правильным, лицо пухлое,  щеки  румяные,  глаза  голубые,  рот  и  губы  естественных статей, сходных с человеческими. Груди и живот,  руки и пальцы были размером, как  у взрослого человека женского пола, пальцы  вовсе не имели перепонок. Но  даже от этого я  не пришел в  восторг. Существо оставалось  на скале 3-4  минуты, пока я наблюдал его, все  время расчесывало волосы, которые были  длинными и густыми. Вдруг оно встрепенулось и прыгнуло в море..."           ...Примерно в  1830 году  обитатели Бенбекулы,  что на  Гебридских островах, увидели юную русалку,  весело плещущуюся в море.  Несколько мужчин пытались подплыть  к ней  и поймать,  но она  легко от  них ушла. Тогда один мальчишка стал  швырять в  русалку камнями  и попал  в нее. Спустя несколько дней в 2 милях от места, где ее видели в первый раз, труп маленькой  русалки был выброшен  на берег.  Крохотное тельце  собрало толпу,  и, после того как оно было подвергнуто детальному изучению, было выяснено следующее:  "Верхняя часть  существа  размером  с  упитанного  младенца  3-4  лет  с  ненормально развитыми грудями. Волосы длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая  и нежная. Нижняя часть - как хвост лосося, но без чешуи".

          Среди  тех  многих,  кто  видел  тельце  русалки,  был Дункан Шоу, управляющий имением Кланраналд,  и шериф округа.  Он распорядился о  гробе и саване для русалки, и после этого та упокоилась с миром.

          Русалки продолжают встречаться и  в нынешнее время. Одну  увидел в 1947 году рыбак на острове Мак из группы Гебридских островов. Она сидела  на плавающем  селедочном  ящике  (его  используют  для хранения живых омаров) и расчесывала  волосы.  Как  только  русалка  сообразила,  что  ее   заметили, прыгнула  в  море.  А  в  1978  году филиппинский рыбак Хасинто Фатальеро не только  видел  русалку  однажды  лунной  ночью,  но  более того, она, уверял рыбак, помогла ему со щедрым уловом...

          Американский ученый  Айвен Сандерсон  высказал как-то  рискованную мысль о наличии  на нашей планете  подводной цивилизации. "Мы  с готовностью размещаем  инопланетный  разум  в  негостеприимные  космические  бездны, так отчего не  попытаться поискать  его гораздо  ближе -  в глубинах  океана?" вопрошает он. Этих "морских людей"  Сандерсон назвал посейдонцами - от  бога морей  Посейдона.  Для  них,  по  слухам,  характерна  голова с человеческим лицом, но с плоским носом, подбородка и ушей у них нет.

          Что бы  там ни  говорили, русалка  имеет долгую  историю - историю встреч, столкновений, наблюдений, впечатлений. И хотя бы за это люди  должны быть ей  благодарны: морская  романтика и  морской фольклор  были бы заметно обеднены...

Похожие статьи: