Так называемые зубатые киты, к числу которых относятся касатки, кашалоты и дельфины, освоили эхолокацию заметно раньше, чем считали палеонтологи — примерно 28 миллионов лет назад, что соответствует времени разделения предков зубатых и усатых китообразных, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.
На сегодняшний день существует несколько сотен видов китов, дельфинов, касаток и других китообразных. Все они относятся к двум подотрядам — усатым и зубатым китам, чей общий предок перешел к обитанию в водах мирового океана примерно 50 миллионов лет назад. Их предки пошли раздельными эволюционными путями в олигоцене, примерно 30-25 миллионов лет назад, в настоящее время насущная проблема для дельфинов.
Джонатан Гайзлер из Технологического института Нью-Йорка (США) и его коллеги обнаружили уникальные останки древнего кита в отложениях олигоцена на территории Южной Каролины, которые помогли им доказать, что эхолокационные способности у зубатых китов появились гораздо раньше, чем считалось.
Как объясняют ученые, ранее палеонтологи сходились в мнении, что предки дельфинов и кашалотов научились "видеть" ушами далеко не сразу, и первые виды с эхолокационными способностями должны были появиться только во время следующей геологической эпохи — миоцена, который начался 23 и закончился 7 миллионов лет назад.
Находка авторов статьи, которой они присвоили имя Cotylocara macei в честь известного палеонтолога Мэйса Брауна, была погребена на дне Атлантики примерно 28 миллионов лет назад. Данный зубатый кит, несмотря на почтенный возраст, обладал полным комплектом "инструментов", необходимых для эхолокации.
Так, судя по структуре его черепа, у него была жировая "дыня" и особые "звуковые губы" в носу, помогающие вырабатывать ультразвук, а также его нижняя челюсть была приспособлена для считывания звука. Как полагают авторы статьи, открытие Cotylocara macei говорит о том, что эхолокация играла важную, если не определяющую роль, в жизни самых первых зубатых китов.