Все мы знаем, что желудок — это место, куда попадает пища после того, как её пережевали и проглотили. Именно здесь протекает основная часть процесса пищеварения (кухни анонс). В этом процессе, помимо всего прочего, активное участие принимают кислоты, которые смягчают пищу для лучшего её усвоения и пепсины — ферменты, расщепляющие белки. Секретирующие их железы расположены в слизистой оболочке желудка. Выработка организмом кислот и пепсинов запрограммирована генетически. Без них не возможна жизнь.
Однако ещё в 1805 году французский зоолог Жорж Кювье (Georges Cuvier) обнаружил, что многие костистые рыбы, например, представители семейства карповых, не имеют желудков. Позднее, аналогичное явление было обнаружено и у яйцекладущих млекопитающих, таких как утконос и ехидна. Эти виды утратили свои желудки в ходе эволюции.Столь интересные факты заставили международную группу учёных из Португалии, Франции и Сингапура под руководством Джонатана Уилсона (Jonathan Wilson) из Университета Порту
разобраться в особенностях генов этих животных, ответственных за выработку пищеварительных веществ.
Для исследования были отобраны 14 видов животных с желудками и без. В своей статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, исследователи представили сравнительный генетический анализ видов. Оказалось, что утконосы и другие животные полностью утратили гены, несущие информацию о выработке пищеварительных кислот и пепсинов. То есть, при необходимости заново развить желудок у этих видов не получится. Им придётся начинать всё "с нуля", что займёт гораздо больше времени, чем в случае сохранения наследственной информации.
Биологи связывают эволюционную потерю желудка с особенностями диеты того или иного вида. В определённых случаях выработка кислот и пепсинов бессмысленна или даже невозможна. Например, если рацион изобилует известковыми оболочками (раковины моллюсков, ракообразные), то кислота в органах пищеварения нейтрализуется. Это означает, что её выработка не выгодна организму с точки зрения энергетических затрат.
На следующем этапе исследователи попробуют найти недостающее звено — животных, которые утратили тот или иной орган, но всё ещё имеют гены для восстановления потерянных функции.