Приход полинезийских племён на Гавайские острова тысячу лет назад мог значительно обеднить флору и фауну архипелага. Причём людям даже не нужно было ничего делать: местные виды истреблялись прибывшими с человеком крысами и домашними животными.
Ответственность за истребление животных и растений лежит не только на технически продвинутых «завоевателях природы» из Европы. Исследователи из Музея естественной истории Университета Флориды (США) в своей статье в журнале PLoS ONE описывают вымершего гавайского краба Geograpsus severnsi, который исчез вскоре после появления на островах колонизаторов-полинезийцев.Анализируя осадочные породы островов Гавайского архипелага, учёным удалось установить время прихода сюда первых полинезийцев. Вместе с людьми на острова попали сопутствующие виды животных: заключение о присутствии людей часто делается по наличию останков домашних крыс. Как только в геологических отложениях появились крысы, в них тут же перестали встречаться крабы. Это случилось до прихода европейский мореплавателей, и никто из европейцев краба уже не видел.
Это был довольно крупный вид, с клешнями, достигавшими нескольких сантиметров в длину. Против краба сыграло то обстоятельство, что он вёл необычный для этой группы животных наземный образ жизни; его останки находили в нескольких километрах от берега и в пещерах на высоте 1 000 метров над уровнем моря. С появлением людей и домашних животных наземные виды подверглись особенно сильному давлению со стороны пришельцев, поскольку не могли отступить ни на другие территории, ни в море. Впрочем, хотя крабы так или иначе возвращаются в море, чтобы произвести потомство, на других островах архипелага крабий молодняк встречали всё те же чужаки.
По словам учёных, крабы выполняют в небольших островных биоценозах функцию крупных всеядных хищников, регулируя популяции насекомых, моллюсков и даже мелких птиц. Приход полинезийцев на Гавайи, случившийся 1 000 лет назад, мог значительно обеднить видовое разнообразие островов, у которого с тех пор не было никакого шанса восстановиться.