Недавно в Москве прошел круглый стол "Птицы и люди: невидимые угрозы и реальные опасности", в котором приняли участие отечественные и зарубежные орнитологи. Ученые обсуждали проблему быстрого сокращения видового разнообразия пернатых во всем мире. И их прогнозы не утешительны — вымирание птиц может повлечь за собой и гибель человечества.
Вымирание разных видов птиц в последнее время приобрело глобальный характер и значительно ускорило темп. Во многом вина за это лежит на человеке и его вмешательстве в жизнь природы. Но, возможно, существуют и другие факторы. Во всяком случае, тайну гибели краснокрылых трупиалов (которых многие ошибочно приняли за черных дроздов) в прошлом декабре ученые так и не раскрыли. Но готовы предсказать, чем может обернуться резкое сокращение видового разнообразия — лавинообразным скачком эволюции. И радоваться тут особо нечему. Новые виды будут приспосабливаться уже к современному человеку. А вот приспособится ли он к ним, ученые сильно сомневаются.
За минувшие 500 лет на планете исчезло 154 вида птиц — каждый 65-й. Вроде бы не так уж много, если не учитывать, что в последние годы скорость вымирания только ускоряется. Сегодня на пороге исчезновения 1200 видов птиц — уже каждый восьмой из ныне существующих. И как было заявлено на круглом столе "Птицы и люди: невидимые угрозы и реальные опасности", чем ближе к крупным мегаполисам, тем ситуация хуже. Если в Московской области в Красную книгу занесен каждый третий вид пернатых, то в самой Москве — каждый второй.
Подобная ситуация характерна для всего мира. К примеру, в районе Дели в Индии до начала 90-х годов обитали около трех тысяч пар хищных птиц — коршунов, грифов, стервятников. Но внезапно их популяция начала резко снижаться: за семь лет она упала в 20 раз, составив лишь пять процентов от прежней численности. Местные орнитологи были буквально поражены разразившейся катастрофой. Тем более, что для Индии характерно бережное отношение ко всему живому, и тем более к птицам. Оказалось, виной всему — коровы. Точнее, не они сами, а лекарство диклофенак, которым в начале 90-х в Индии стали лечить домашний скот. Трудно сказать, насколько лечение было эффективным. Но когда животные все-таки умирали, они становились добычей хищных птиц и, невольно, причиной их массовой гибели.
Сегодня использование подобного препарата в Индии запрещено, но кто знает, что предприимчивое человечество изобретет в следующий раз, тем более что фармацевтика развивается стремительными темпами. Но и без ядовитой химии человек тем или иным способом "отравляет" птицам жизнь. По подсчетам американских ученых, ежегодно до 170 миллионов (!) птах гибнет из-за столкновений с электрическими проводами. Правда, недавно появилась и хорошая новость: российские орнитологи из Ульяновска изобрели довольно недорогое устройство, позволяющее защищать птиц от высоковольтного поражения. Так что, возможно, вскоре эта цифра станет меньше.
В последнее время помимо проводов появились еще радиолокационные вышки для мобильной связи. Пока ученые не готовы сказать, чем конкретно их появление грозит окружающей среде. Но уже замечено, что после установки подобной вышки птицы перестают вить гнезда в этом районе, перебираясь, видимо, в другое место.
Вообще, проблема именно в уменьшении видового разнообразия, поскольку само количество пернатых не уменьшается, а некоторых, наоборот, увеличивается. Например, голубей. Жители многих городов давно привыкли к этой птице, как к части пейзажа. А некоторые считают чуть ли не своим гражданским долгом регулярно подкармливать пташек. Чего делать ни в коем случае не следует, уверен профессор зоологии университета Дели доктор Кумар: "Подкармливая голубей, человек в первую очередь подкармливает свое эго. Он не знает, что необходимо для данной среды, не понимает, что вмешивается в биосистему и тем самым закладывает бомбу замедленного действия".
Российский орнитолог Владимир Галушин помимо этого настоятельно не рекомендует подбирать птенцов, выпавших из гнезд. "Большинство птиц в московском регионе больны орнитозом, и эти вирусные заболевания могут передаваться людям, особенно детям", — предупреждает он. Тем более что в неволе птенец все равно погибнет. Так что непродуманное вмешательство человека в птичью жизнь, даже из самых лучших побуждений, может оказаться вредным как для одной, так и для другой стороны.
Но самое большое опасение российских ученых вызывает именно уменьшение разнообразия видов. По мнению главы Союза охраны птиц России Виктора Зубакина, подобная тенденция может служить одним из сигналов к началу лавинообразной эволюции видов. "Дело в том, что чем больше видов птиц или животных, тем устойчивее экосистема. А при стабильной экосистеме эволюционные процессы замедляются. Как только равновесие серьезно нарушается, начинают происходить неконтролируемые процессы появления новых видов", — утверждает ученый.
Впервые к идее лавинообразной эволюции пришли отечественные палеонтологи Жерихин, Раутиан, Пономаренко и Еськов, исследовавшие резкие смены флоры и фауны в мезозойскую и более отдаленные эры. Смысл ее таков — при вымирании (по самым разным причинам) руководящих групп животных в экосистеме сразу же начинается бурная эволюция среди представителей тех видов, что обитали на периферии сообщества и прежде занимали очень узкие экологические ниши. Так, например, вымирание динозавров сразу же открыло возможность млекопитающим выйти в крупный размерный класс и образовать экологические формы крупных травоядных существ и крупных хищников. А вымирание морских рептилий мезозоя сделало реальным появление крупных морских млекопитающих, таких как тюлени, китообразные и сирены.
Если же говорить про птиц, то с ними дело обстояло так — эта группа появилась еще в юрском периоде, однако была достаточно узкоспециализированной. Юрские птицы были в основном рыбоядными ныряльщиками, вроде современных бакланов и пингвинов (поскольку именно эта ниша в то время не была занята никем). А путь к насекомоядным формам им долгое время был закрыт — этим в юре занимались мелкие птерозавры (Pterosauria) вроде рамфоринхов (Rhamphorhynchus). Однако, как только в конце юрского периода они вымерли, то сразу же появились поедатели насекомых среди птиц, причем самые разнообразные (ведь разнообразие самих насекомых уже тогда было огромным). А окончательное вымирание птерозавров в середине мела добавило птицам новых вакансий — хищников, парящих рыболовов (вроде альбатросов и чаек) и падальщиков.
Поскольку такой бурный взрыв разнообразия форм среди прежде узкоспециализированной группы случился очень быстро (по геологическим меркам, естественно, ведь он происходил миллионы лет), то ученые и назвали подобную эволюцию лавинообразной. Роль камушка, его запустившего, сыграло вымирание рамфоринхов (по предположению палеонтологов, птицы не имели к нему непосредственного отношения — их вытеснили представители других групп птерозавров). Однако, как ни крути, после их внезапного исчезновения и появилось большинство нынешних видов птиц.
Это говорит о том, что ситуация в принципе может повториться. Вымирание некоторых руководящих групп пернатых в наше время вполне может вызвать лавинообразную эволюцию каких-нибудь других видов летающих существ, например, летучих мышей. Появятся виды, которые смогут летать днем, ведь конкурентов среди птиц у них уже не будет. И хотя сейчас летучие мыши не делают этого в основном не из-за конкуренции со стороны птиц, а из-за того, что их кожистое тонкое крыло не имеет никакой защиты от солнечных ожогов, однако полное отсутствие конкурентов может привести к тому, что преимущества получат мутантные особи с более "солнцеустойчивыми" крыльями. И будут на проводах вместо ворон и ласточек сидеть (то есть висеть вниз головой) рыжие вечерницы, а сердобольные бабушки будут подкармливать располневших и ленивых крыланов, вальяжно ползающих по городским площадям. Только вот петь летучие мыши не умеют и вряд ли научатся этому.
Для человечества подобные процессы не сулят ничего хорошего, уверен Виктор Зубакин: "Нынешний животный мир намного старше человека, и последний в процессе своей эволюции приспосабливался именно к нему. А те виды, что могут появиться в скором времени, уже будут приспосабливаться к современным людям. И что мы в результате получим, сказать трудно, но, скорее всего, ничего хорошего". Если проиллюстрировать это на гипотетическом примере с дневными летучими мышами, то в их лице люди получат нового многочисленного разносчика бешенства (есть за ними такой грех), с которым будет трудно бороться. Вполне возможно также, что появятся новые виды, устойчивые и к химическому, и к радиационному воздействиям. Поэтому не удивительно, что у ученого большие сомнения в том, что человечество в свою очередь сумеет приспособиться к новым соседям по планете.
Пока же в силах людей поддерживать видовое разнообразие искусственным путем — например, в специальных заповедниках. Кстати, важный момент: в 90-е годы в России ежегодно возникало несколько специально охраняемых природных зон. А в 2000-е, когда вроде бы материальное положение в государстве значительно улучшилось, подобных заповедников было открыто всего два. Реально, по мнению ученых, нужно еще несколько десятков. В любом случае, судьба птиц касается человека напрямую. По словам ученых, человечество не выживет, если в массовом порядке начнут вымирать птицы. Правда, люди как вид в этом случае исчезнут раньше.