Люди с двумя копиями гена обонятельного рецептора, чувствующего запах гормона андростерона, не станут есть мясо кабана, если этот кабан не был кастрирован.
Если вам не нравится запах свиного мяса, возможно, у вас на то есть генетические причины. Некоторое время назад профессор Хироаки Мацунами обнаружил с коллегами из Университета Дьюка (США) специфический обонятельный рецептор OR7D4, настроенный на мужской половой гормон андростерон. После этого группа норвежских учёных попросила американских товарищей помочь им сравнить привлекательность свиного мяса, полученного от разных животных.Андростерон неизбежно присутствует в мясе самцов млекопитающих. Сейчас в животноводстве принято кастрировать кабанов: после иммунокастрации уровень андростерона в мясе падает до 0,1–0,2 промилле, после хирургической кастрации — до нуля, и это по сравнению с 6,4 промилле у некастрированных животных. Сейчас, однако, ведутся дебаты о том, чтобы запретить кастрацию вообще, и учёные решили выяснить, как это скажется на спросе на свинину. Результаты экспериментов представлены в статье на сайте PLoS ONE.
В исследовании приняли участие 23 человека: 13 обычных любителей свинины и 10 профессиональных «нюхачей». Все они прошли обонятельный тест на свином мясе, в которое был добавлен андростерон, причём его количество было именно таким, какое присутствует в мясе диких свиней. Одни добровольцы почувствовали неприятный запах, другие — нет. После генетического анализа оказалось, что почувствовавшие гормональную примесь имеют в геноме две копии гена обонятельного рецептора, реагирующего на андростерон. Имевшие одну копию этого гена (или если он вообще отсутствовал в геноме) не унюхали ничего неприятного. Тут стоит заметить, что примерно 70% населения Европы и Америки являются обладателями как раз двух копий гена. Так что, если сторонники запрета кастрации победят, это приведёт к резкому повышению спроса на мясо свиней-самок.
Исследователей заинтересовали генетические различия, которые могут лежать в основе тех или иных гастрономических пристрастий. Возможно, у людей, склонных к вегетарианству, всё начинается именно с обоняния, которое заставляет их с отвращением отшатываться от мяса. И не исключено, что традиционный запрет на поедание свинины, распространённый среди народов Ближнего Востока, имеет те же обонятельно-генетические корни. И ведь такой рецептор может оказаться не единственным. Словом, тут открывается большое поле для увлекательных антрополого-культуролого-генетических исследований.