Республика Карелия, которая сегодня отмечает 90-летний юбилей как административная единица, славится не только своими древними преданиями, но и любопытными археологическими находками, сделанными на территории этого северного края.
В начале ХХ столетия вся Европа заговорила о древних петроглифах — письменах, обнаруженных на скалах в Карелии известным русским поэтом Николаем Гумилевым.
Как и многие российские интеллигенты, Гумилев интересовался историей и географией, любил путешествовать. В 1904 году он исследовал острова Кузовского архипелага на Белом море.Разумеется, ему доводилось слышать о Каменной книге, в которой якобы содержались сведения о временах давно минувших и указывалось, где искать загадочную страну Му, откуда пришли предки северных, а может, и славянских племен.
Первые упоминания о Му относятся к IV веку до нашей эры. В текстах говорилось, что она лежит на западе от Египетского царства, и попасть туда можно по воде. Там будто бы находилось святилище бога Солнца Ра. В подписях к рисункам упоминалось и огромное озеро, куда вел морской путь.
Источники свидетельствуют, что Александр Македонский отправился в землю Му, чтобы получить некие сокровенные знания. Оттуда путь его лежал на Памир, где обитали скифские племена.
Согласно современным исследованиям, скифы приходились потомками древним ариям, населявшим некогда большую часть славянских земель. По одной версии, арии пришли из Африки и заселили север, по другим — их родиной являлась Сибирь, но из-за неблагоприятных климатических условий они продвигались все дальше на юг.
Арийцы представляли собой довольно высокоразвитую цивилизацию. Бытует мнение, что именно они в свое время построили египетские пирамиды. Между тем, пирамидальные сооружения встречаются в средней полосе России, в Крыму, Сибири, на Урале… И по мнению исследователей, по возрасту они намного старше египетских!
Мысль о том, что таинственная земля Му находится на севере России, приходила в голову и Николаю Рериху. Одно время ученый полагал, что «огромное озеро», о котором сказано в древних надписях, это Ладога. Арии могли попасть туда на кораблях по Средиземному морю.
В источниках, обнаруженных Рерихом, рассказывалось об арийском вожде Фебе. Феб (по-древнегречески — «Солнце») был не просто полководцем — его считали божеством. По преданию, он являлся прародителем всех ариев и обладал даром бессмертия.
Феб вместе со своими сподвижниками искал вход в подземную обитель богов — Шамбалу, где и хранилась Каменная книга — сборник духовной мудрости древних. Арийцы под предводительством Феба сделали на скалах гигантские надписи, содержание которых продолжало тексты Каменной книги. В них имелись и указания на то, где искать основные источники.
На одних наскальных рисунках изображены звери, птицы, рыбы, охотники. На других — фигуры, которые, по мнению ученых, могут обозначать небесные светила. Встречаются изображения странных существ. Исследователи предполагают, что многие петроглифы представляют собой сакральные символы, связанные с древними культами. Но истолковать их пока не удается.
Николай Рерих предполагал, что страна Му — это и есть священная земля Шамбала, куда стремился арийский «бог», и поискам которой сам он посвятил всю жизнь. Ученый тщетно искал вход в Шамбалу на карельском острове Валаам, который когда-то по завету Христа посетил святой апостол Андрей Первозванный.
О других любопытных археологических находках, сделанных на территории северного края, «Правде.Ру» рассказал сопредседатель Карельской региональной общественной организации (КРОО) «Расея», историк Алексей Попов.
«Карелия знаменита в первую очередь так называемыми «сейдами». Это лопарское слово переводится как «божество», и, по уточнению географов и этнографов, обозначает культовые камни, искусственные каменные пирамиды, ритуальные рукотворные туры из камней.
В сейды, по верованиям карельских саамов, вселялись души умерших. Предположительно, эти камни могли служить указательными и разграничительными знаками.
В ходе одной из экспедиций мы обнаружили в 50 километрах от города Кемь огромный валун, слегка покачивающийся на каменном возвышении. Между камнем и подпоркой образовалась щель, и врывавшийся туда ветер издавал звуки, напоминавшие пение.
Тональность звуков менялась в зависимости от силы ветра и положения валуна на возвышении. Возможно, этот «поющий камень» служил когда-то языческим святилищем древних саамов».