Шейла Коулсон в буграх Тсодило (фото с веб-сайта folk.uio.no).
Места тут недоступные, и поэтому каменного питона так длительно не могли открыть (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).
Ночкой питон представляет собой более впечатляющее зрелище. К тому же, так лучше видны его глаз и рот (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).
Часть обработанной пещерной стенки — кожа змеи (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).Кропотливое просеивание породы принесло обеспеченный сбор… (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).
в виде каменных инструментов (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).
Питон в то время денька, когда солнечным лучам легче всего просочиться в пещеру (фото Sheila Coulson с веб-сайта folk.uio.no).
Исследовательница изучала современное африканское племя сан, живущее в Ботсване, в области Нга-миленд. У этого племени есть священное место - бугры Тсоди-ло, именуемые им "Горами Богов" и "Горой, Которая Шепчет". Конкретно там в 1990-х годах была открыта пещера, кропотливые и сенсационные, как оказывается, раскопки которой Шейла со своими студентами и сотрудниками провела только летом сегодняшнего года.
В пещере находится огромный питон, вырезанный прямо в толще горы. Питон этот имеет голову и часть тела длиной в 6 метров и высотой 2 метра.
"Вы сможете созидать рот и глаза змеи. Она похожа на реального питона. Игра солнечного света в бессчетных маленьких ложбинках делает их схожими на кожу змеи. А ночкой мерцающий свет от очага делает чувство, как будто змея двигается", - произнесла Шейла. Да, питон был сделан профессионально - исследователи отыскали на его поверхности около 400 маленьких ложбинок, разумеется, искусственного происхождения. Ночкой питон представляет собой более впечатляющее зрелище. К тому же так лучше видны его глаз и рот.
Здесь необходимо сказать, что для сан питон - одно из важнейших животных. Они веруют, что все люди произошли от питонов. И что даже древнейшие засушливые равнины, змеящиеся меж местными буграми, тоже вырезал огромный питон, безпрерывно ползавший в поисках воды. Коулсон разумно представила, что каменный питон в пещере связан с этим старым культом. Но оставался принципиальный вопрос: когда был вырезан этот монстр? Может, это относительно современное творение?
Ученые начали размышлять о том, зачем использовалась эта пещера, как издавна люди прогуливались сюда. Питон был очень очень изъеден эрозией, что гласило о его впечатляющем возрасте. И все таки... Чтоб расставить все точки над "Г, ученые решили начать раскопки конкретно перед питоном. И вот сюрприз: понизу они отыскали огромное количество каменных инструментов, при помощи которых были изготовлены эти самые углубления на "коже" змеи. Также совместно с инструментами (кстати, неким из их было выше 70 тыщ лет) исследователи нашли кусочек бывшей стенки пещеры, которая была вырезана в процессе работы.
В процессе раскопок Шейла и коллеги отыскали больше 13 тыщ реликвий; это были наконечники копий и предметы ритуального назначения, а еще - инструменты для резьбы по камню. При всем этом ничто не указывало на другое внедрение пещеры - никаких предметов быта, никаких признаков обычного жилища. Также принципиально, что камешки, из которых были изготовлены наконечники копий, были взяты не из области Тсо-дило, а принесены из мест, находящихся за сотку км от пещеры. Посреди наконечников были очень прекрасные экземпляры красноватого цвета - единственные посреди всех каменных предметов, на которых были найдены следы огня. Другими словами, рассуждают ученые, эти орудия были сожжены в процессе некоего обряда.
Коулсон также увидела потайную камеру сзади камня питона.
Некие участки входа в эту небольшую камеру были истерты до гладкого состояния - это свидетельствует о том, что за все эти годы тут прошло сильно много людей.
"Шаман, который все еще является очень принципиальной фигурой в культуре сан, может быть, прятался в той скрытой камере. У него был неплохой обзор внутренней части пещеры, притом, что сам он оставался невидимым. Когда он гласил из собственного потайного места, может быть, старым казалось, как будто глас идет от каменной змеи. Так шаман был в состоянии управлять всем обрядом. Это было отлично. Шаман, может быть, так же таинственно "исчезал" из собственной камеры, выползая на склон горы через небольшую шахту сзади", - поведала норвежская исследовательница.
Любопытно, что в то время как стенные картинки каменного века в пещерах бугров Тсодило имеются в обилии, в этой пещере всего две мелкие картины: слон и жираф. Эти изображения были нанесены там, где, направьте внимание, вода вырезала собственный путь в стенке. Шейла считает, что разъяснение этим рисункам можно отыскать опять-таки в мифологии сан. В одной местной легенде рассказывается, как питон падает в воду и не может без помощи других выкарабкаться. В конце концов его вытаскивает на сберегал жираф. Ну а слон, с его длинноватым хоботом, нередко употребляется как метафора для питона.
Коулсон разъясняет: "В пещере мы находим только три важнейших для племени сан животных: питон, слон и жираф. Это особенно. Кажется, это особенное место. Ведь эти люди сожгли наконечники собственных копий не случаем. Они принесли их за сотки км и сожгли целенаправленно. Очень многие составляющие загадки сходятся тут, в одном месте. Это должно представлять некоторый обряд".
Таким макаром, выходит, что целых 70 тыщ годов назад некоторое доисторическое племя - дальние предшественники сегодняшнего племени сан, - сделали самый старый из всех узнаваемых в текущее время культов, практически, самую древнейшую религию: поклонение питону.
С.Шишков "Увлекательная газета. Потаенны истории" №1 2007 г.