Урало-лапоноиды

Расовые особенности ряда коренных этносов центральной части Северной Евразии всегда вызывали немалый интерес у патриотической общественности Исторической России. Наличие своеобразных сочетаний европеоидных и монголоидных черт (т. н. урало-лапоноидность) в данных популяциях породило немало гипотез антропогенеза сиих народов. Сочетание же традиционного расоведения с другими биологическими (генетикой, эпидемиологией) и гуманитарными (археологией, языкознанием, историей) дисциплинами существенно расширяет возможности выяснения "лапландской загадки".

Известный в среде этнологов экскурс маститого антрополога середины прошлого столетия (В. В. Бунак Вопросы расогенеза // Происхождение и этническая история русского народа. - М., 1965, с. 181 - 184) в коллизии формирования урало-лапоноидного расового типа вызвал немало критических откликов в среде специалистов.

Однако !

Основной тезис данной урало-лапоноиднй разработки Виктора Валериановича остался незыблемым. Рассматриваемый антропологический тип своими глубокими корнями не связан прямой преемственностью ни с северомонголоидной, ни с южноевропеоидной, ни североевропеоидной малыми расами. Лишь на более поздних этапах своего существования "пралапландцы" вступили в популяционный контакт с перечисленными разновидностями людей.

Создаётся впечатление, что протоуралолапоноиды проникли в западносибирскую тайгу на предпоследней стадии местного (т. е. соседствующих с макрорегионом уже обжитых территорий !) мезолита ( V - IV тысячелетия до н. э. ) с юга, со стороны Восточного Семиречья, Саяно-Алтая, Джунгарии и даже Уйгуристана. Именно к этому периоду палеоантропологи отмечают временное (свыше тысячи лет) вытеснение местного европеоидного населения некими монголоидами. Уточнить же то обстоятельство, какие это были монголоиды (северные, южные, эскимоиды или американоиды), расоведы затрудняются.

Неясно также (с точки зрения палеоантропологии) всегда ли на прилегающей с юга к Уйгуристану территории Тибета доминировал (что имеет место последние 20 -- 25 столетий) один из вариантов южномонголоидной малой расы.

Предки нынешних тибетцев, тангутов и бирманцев (кяны !) 35 веков назад обитали в центральной части современной КНР, к югу от озера Кукунор. Древнейшие китайские надписи неоднократно упоминают представителей данного народа среди военнопленных самого первого (Иньского) государства "поднебесников". Теснило кянов тогда и другое китайское объединение - племенной союз Чжоу, северо-восточный сосед пратибетобирманцев.

В IX в. до н. э. на кянов (как, впрочем, и на китайцев) обрушились североевропеоидные племена : жуны (возможные прамадьяры), а столетие спустя -- дисцы (вероятные "тохары лингвистические"). Где-то в 6 в. до н. э. первые группы тибетцев и начали проникать в самую высокогорную географическую зону планеты.

На рубеже 5-4 вв. до н. э. кяны подверглись нашествию уже собственно (этнических) тохаров-иранцев - юэчжей. Сильнейшую же экспансию на Прикукунорье осуществил классически античный Старше-Ханьский Китай (кон. ІІІ - І вв. до н. э.).

В результате всех этих коллизий и произошло освоение кянами всего Тибета. Но кто же до них населял сие самое высокое плоскогорье Земли ранее ?

Несомненно одно ! Данная территория и за многие тысячелетия до кянской иммиграции не была необитаемой. Население Тибета всегда принадлежало к монголоидной большой расе. Южную же ветвь последней палеоантропологи стали квалифицировать здесь лишь с ранних серий собственно тибетцев (конец І тыс. до н. э.). Прежние обитатели плоскогорья у расоведов - монголоиды неопределённые.

Географические условия Тибета отнюдь не исключают того обстоятельства, что местный (на общемонголоидной основе) антропогенез вполне мог бы дать (в течение 20?го - 5?го тысячелетий до н. э.) свой специфический вариант. Им и оказалась, что весьма вероятно, именно протоуралолапоноидная (палеотибетская) малая раса !

В период же своей внешней экспансии (около шести с половиной тысяч лет назад) данный антропологический тип распространился на Уйгуристан, потеснив местных южноевропеоидов (палеопамироферганцев). Затем "подвинутыми" оказались и макрорегиональные североевропеоиды (праандроновцы) Джунгарии, северо-восточного Семиречья и Саяно-Алтая. Несколько оттеснили, повидимому, тогда протоуралолапоноиды и северомонголоидов в Западной Халхе. К концу же IV тыс. до н. э. все эти три "пострадавшие" малые расы восстановили свои позиции. Самая северная группа палеотибетцев оказалась вытесненной в необитаемую доселе западносибирскую тайгу.

На остальных территориях своих тогдашних "бывших" завоеваний протоуралолапоноидный тип оказался сначала "метисированным", а затем (в течение III тыс. до н. э. - I тыс. н. э.) и "квартеронизированным" автохтонными популяциями людей (в т. ч. и в процессе "взаимоэкспансий" последних).

На самой же своей прародине палеотибетцы были ассимлированы" южномонголоидами-кянами. Тем более, что у последних было в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. несколько переселенческих волн из Прикукунорья.

Таёжная же группа протоуралолапоноидов с самого начала своего выделения (кон. IV тыс. до н. э.) вступила в популяционный контакт с некоторыми небольшими группами североевропеоидов. Так как данная взаимоассимиляция была постепенной и не столь "разгромной", как на других такого рода контактных территориях, то специфика опосредственной палеотибетности проявляется и сейчас в нескольких расово метисных (от саамов и до селькупов) этносах. В ещё же более ослабленном (другими расами) "квартеронном" виде протоуралолапоноидность ощущается и у многих иных народов Восточноевропейской Субарктики, западносибирской лесостепи и на северных склонах Саяно-Алтая. В двух последних из указанных регионов добавился у местных "полу-палеотибетцев" уже в Новой Эре контакт со смешанной южносибирской расой.

Блок-схема. Антропогенез Homo Sapiens (североевропеоидный и урало-лапоноидный аспекты)

Расовый состав некоторых народов Северной Евразии

(с расчленением смешанных популяций на составляющие их компоненты)

І. Ненцы :

50% североевропеоидности (30% андроновский тип, 10% восточноевропейский, 10% беломорский), 5% северомонголоидности (байкальский тип) и 45% протоуралолапоноидности.

ІІ. Ханты :

60% североевропеоидности (андроновский, восточноевропейский и беломорский типы -- все по 20%), 40% протоуралолапоноидности.

ІІІ. Манси :

65% североевропеоидности (андроновский тип 25%, восточноевропейский и беломорский типы -- по 20%), 35% протоуралолапоноидности.

IV. Саамы :

60% североевропеоидности (андроновский тип 10%, восточноевропейский -- 20%, беломорский -- 15%, скандинавский -- 10% и восточнобалтийский -- 5%), 40% протоуралолапоноидности.

V. Поляки :

80% североевропеоидности, 17% южноевропеоидности, 2% северомонголоидности и 1% протоуралолапоноидности.

VІ. Русские :

79% североевропеоидности, 13% южноевропеоидности, 5% северомонголоидности (4.5% центральноазиатский тип, 0.5% -- байкальский) и 3% протоуралолапоноидности.

Из их числа :

Украинцы (вместе с галичанами, волыняками, полищуками, буковинцами, лемками, бойками, гуцулами, закарпатцами и считающей себя украинцами частью новороссов) :

75% североевропеоидности, 16% южноевропеоидности (динарский тип не превышает 4%, а средиземноморский 10%, прочие -- 2%), 7% северомонголоидности (центральноазиатский тип) и 2% протоуралолапоноидности.

Великороссы :

80% североевропеоидности, 12% южноевропеоидности, 4% северомонголоидности (3.5% центральноазиатский тип, 0.5% -- байкальский) и 4% протоуралолапоноидности.

Белорусы (вместе с литвяками) :

83% североевропеоидности ( 35% восточнобалтийский тип, 20% -- восточноевропейский, 28% -- прочие), 14% южноевропеоидности, 2% северомонголоидности (центральноазиатский тип) и 1% протоуралолапоноидности.

VІІ. Литовцы :

83% североевропеоидности, 14% южноевропеоидности, 2% северомонголоидности (центральноазиатский тип) и 1% протоуралолапоноидности.

VІІІ. Латыши :

87% североевропеоидности, 10% южноевропеоидности, 1% северомонголоидности (центральноазиатский тип) и 2% протоуралолапоноидности.

IХ. Эстонцы :

85% североевропеоидности, 8% южноевропеоидности, 1% северомонголоидности (центральноазиатский тип) и 6% протоуралолапоноидности.

P. S. Учтён 4-й Закон Генетики (Грегора Менделя), согласно которому для "получения" шатена нужно "потратить" трёх блондинов и одного брюнета.

A. B.