Возвращение фортеанства.

Удивительный снежный человек - 1 Бывают загадки прошлого и даже - загадки будущего. Бывают тайны людей и тайны предметов. Можно встретить тайны еще не открытых явлений и тайны явлений, о которых давно забыли. Однако самые загадочные, самые неожиданные и даже самые пугающий - это человекообразные тайны: мы более чем трепетно относимся к тому, что хотя бы похоже на наше отдаленное подобие. Об этих, человеческих АЯ и будет наш следующий рассказ.

Мы продолжаем цикл статей, посвященный приближающемуся столетию выхода в свет первой (и самой значимой) книги Чарльза Форта. Мы смотрим, что изменилось за прошедшие сто лет а что осталось прежним, где наметились разгадки а что еще больше запуталось - одним словом, что мы ищем и что находим.

 

В предыдущих статьях была сделана попытка подкрепить предположение о том, что значительная часть сложностей в систематизации АЯ объясняется тем, что признаки, которые мы рассматриваем, принадлежат не самому аномальному явлению а среде, в которой оно происходит. При этом, наблюдаемое аномальное явление представляет собой отражение чего-то, хорошо нам известного (мы назвали это "ускользанием") - но это не все свойства АЯ. Невидимая с первого взгляда часть демонстрирует единый набор свойств, который был рассмотрен в предыдущих статьях цикла.

Одно из широко известных аномальных явлений демонстрирует удивительный набор свойств. На первый (и не только на первый) взгляд, он плохо вписывается в изложенные выше предположения. Либо огромная масса наблюдений нуждается в дальнейшей сепарации и под одним явлением на самом деле действуют несколько, то ли у явления совершенно необычный прототип - словом, оно выделяется даже среди АЯ.

В одной из статей мы рассматривали "Снежного человека" как "обыкновенное" аномальное явление, выводя его из области криптозоологии и вводя в ряд таких феноменов как НЛО, полтергейсты или кровавые дожди. Никуда не уходя от этого предположения, попробуем его уточнить: оказывается, человекообразные странности куда разветвленнее прочих и в поставленные в ходе рассмотрения рамки просто не вписываются...

Исходя из вышеизложенного, давайте рассмотрим вопрос человекообразных АЯ, поскольку у нас есть шанс увидеть удивительные вещи. Не будем заранее привязывать объект расмотрения: не "реликтовый гоминоид", поскольку уже изложены серьезные сомнения в том, что это гоминоид, а реликтовость явления с самого начала была под большим вопросом, не палеоантроп, по той же причине, даже не троглодит - потому что есть основания предположить, что этот образ расплывается не случайно и, может быть, за волосатыми гигантами угадываются контуры совсем другого явления; назовем его просто "Снежный человек", имя, ставшее уже нарицательным и утратившее какие бы то ни было отношения и к снегам и к людям.

Снежный человек - главное действующее лицо бесчисленных быличек, рассказов и исследований. По объему написанного, сравниться с ним могут разве что поиски Атлантиды. Собственно, "Снежный человек" - это название наиболее распространено только в русскоязычной литературе. Тибетцы, от которых в Европу пришли рассказы об этом существе, называли его метох-кангми - его название перевели на английский язык как "Отвратительный Снежный человек (Abominable snowmen)", ну а до русского языка добрались только последние два слова. Как выяснилось, эти слова не были общепринятым названием существа, скорее его описанием. Местные жители называли его Мех-тэ или Ми-ге (это низкорослые "снежные карлики", не выше полутора метров) или Йэ-трэ (звук "р" почти не произносится), что перешло в русский язык как слово Йети или "гиганты" Ньялмо или Дзу-трэ.

Но это только в русский язык. В английском больше распространены названия североамериканских индейцев - патон или сасквач (дикарь), а в переведенном виде - бигфут (большеног). Другие культуры - другие названия: голуб-яван (гуль-бияван и производные), гуль, куль, киш-киик, яг-морт, жень-сю, войт, чучунаа, алмасты (алмаски,албасты, лабасты, алмасы, аламасы и производные), тунгу, мирыгды, килтаня,лолглый, цзяго, махуа, каптар, ксы-гиик, джез-тырмак, чугайстыр, меше-адам, губганана, абнауаю, адам-джапайсы, мэнкв, шурале, туниджук, шишига и много, много других названий. Несколько сотен из них приведены в блистательной монографии Макарова (В.Макаров, "Атлас Снежного человека").

Первые сообщения о том, что в Гималаях обитает человекоподобное существо, появились в Европе в начале девятнадцатого века. Возможно, первыми были дневники доктора Фрезера (1820), или отчет об экспедиции Б.Г. Ходтсона 1832 года - он описывал "ракшаса", как его называли непальцы.

В 1836 году вышли "Виды Индии" Уайта (1836) и "Гималайские дневники" Хукера, в которых описываются стада обезьян в горах и "дикие люди".

В 1889 году английский капитан Л.А.Уэддел обнаружил следы человекоподобного существа в Сиккиме на высоте пяти тысяч метров. "Несколько отпечатков ноги - пишет Уэддел - пересекли нашу тропу к высоким пикам. Они приписывались волосатому дикому человеку, который живет в области вечных снегов... Bce тибетцы убеждены в том, что это существо действительно есть".

    Оказывается, что в 1902 году британская администрация в Индии была занята прокладкой первой телеграфной линии от Лхасы, столицы Тибета, до Калимпонга, район Дарджелинг в индийской провинции Бенгалия (на южной границе Сиккима). Работы должны были начаться в Тибете, после чего кабель следовало тянуть на юг. Когда бригада рабочих добралась до перевала Чумбитганг близ местечка Джелеп-Ла на границе Тибета и Сиккима, произошел инцидент, о котором упоминалось и в официальном отчете о проведении работ.

    Однажды вечером дюжина рабочих не вернулась в лагерь, и на поиски пропавших людей был отправлен военный отряд. Никаких следов исчезнувших рабочих обнаружено не было, но солдаты во время широкомасштабных поисков наткнулись на удивительное живое существо, которое спало под скалой, - именно так излагаются события в упомянутом отчете. Солдаты были не гурками и не представителями горских племен, а индийцами, и это имеет большое значение, так как объясняет, почему они действовали так, а не как-то иначе.

    Индийцы без малейших колебаний немедленно застрелили неизвестное существо. Оказалось, что существо было ближе к человеку, чем к животным, хотя его кожа и была покрыта густой шерстью. До этого момента все события были изложены в официальном отчете. Далее описание имеет неофициальный характер, за исключением того факта, что полный отчет вместе с телом убитого существа был отправленному британскому государственному чиновнику, который затем стал главой администрации в Сиккиме. Точно известно имя этого чиновника - сэр Чарльз Белл.

    Неофициальное описание последовавших событий я почерпнул из замечательной книги Джона А. Кила "Джейду". Самым удивительным является то; что описание инцидента, все упоминания о котором были, очевидно, безвозвратно утеряны и о котором никто не вспоминал в течение более полувека, по заявлению автора было получено им из первых рук. Автор книги утверждает, что в 1957 году в Дарджелинге он повстречался с отставным солдатом-индийцем по имени Бомбахадур Четри, который заявил, будто был в составе военного отряда, застрелившего неизвестное существо, и будто бы именно он лично затем обследовал тело животного.

    Солдат также сообщил автору книги, что рост существа составлял около 10 футов (около 3 м), тело было покрыто шерстью, но лицо не имело волосяного покрова. Он утверждал, что у существа были "длинные желтые зубы". Далее Кил говорит, что, по словам Бомбахадура Четри, тело убитого существа было помещено в лед и в таком виде отправлено упоминавшемуся сэру Чарльзу Беллу, но никаких сведений о дальнейшей судьбе трупа отставной солдат не имел. То же, очевидно, можно сказать и о Киле, а также обо мне, хотя я и потратил гораздо больше времени и энергии, чем, возможно, это заслуживал сам предмет. И все это только для того, чтобы убедиться в абсолютной бесплодности поисков дополнительной информации о давних событиях - как официальной, так и любой иной.

    Особенно большую досаду вызывал тот факт, что, как мне стало известно, это был самый ранний отчет о реальном (или пусть даже сомнительном) захвате представителя одного из видов существ, которых мы впредь будем называть "снежными людьми", поскольку иного общего названия для подобных созданий не существует... (А. Сандерсон, "Тайны Снежного человека")

    Об этом лишний раз свидетельствует обнаруженный в одной английской газете за 1905г. рассказ путешественника Гуго Найта: Возвращаясь из Тибета, вместе с еще одним европейцем и пятьюдесятью носильщиками, немного не доходя Гантука, между Гнетонгом и Седоншем, я отстал, чтобы дать моей лошади возможность отдохнуть. Внезапно я услышал легкий шум. Обернувшись, я заметил в двадцати шагах от себя страшное существо, нечто вроде человека, почти голое, хотя стоял ноябрь и было очень холодно. У него была желтая кожа, покрытая шерстью, на голове - густые спутанные волосы; он имел большие руки и громадные ноги....

    Найт вспоминает, что когда, прибыв вечером, он рассказал об этом гуркам, у него создалось впечатление, будто английские офицеры на границе нашли эту встречу вполне обыкновенной. И в самом доле, местные английские газеты, тем более армейские архивы, еще не обследованы. Например, мы не знаем из какого номера газеты Стейтсмен, и за какой год, заимствовал знаменитый художник Н.К. Рерих для своей книги Сердце Азии рассказ одного английского майора. "Во время путешествия в Гималаях, однажды этот майор до зари вышел из лагеря на соседний утес. Он смотрел на снежные горы, и вдруг на соседнем неприступном утесе увидел нагого высокого человека... Могучими прыжками этот незнакомец бросился вниз по почти отвесным скалам и исчез. На расспросы майора ему местными жителями и его слугами было отвечено: "Это снежный человек, который охраняет заповедную страну."" (Б.Поршнев, "Современное состояния вопроса о реликтовых гоминоидах")

    В "Протоколах заседаний Зоологического общества за 1915 г." сообщается, что 27 апреля того года состоялось научное заседание, на котором он прочел следующую выдержку из письма Дж. Р. О. Гента, лесничего Дарджилинского округа, о предполагаемом существовании в Сиккиме крупной человекообразной обезьяны, не известной науке:

    "Я обнаружил еще одно животное, но не могу установить, какое именно: то ли большую низшую обезьяну, то ли, быть может, человекообразную обезьяну - если только последние водятся в Индии. Это животное высокогорное и спускается в Пхалут только в холодное время года. Оно покрыто довольно длинной бурой шерстью, лицо также волосатое, обычного желтовато-бурого цвета бенгальских обезьян. Рост животного около ста двадцати сантиметров, передвигается оно главным образом по земле, но может, как я думаю, и лазить по деревьям.

    Характерная особенность состоит в том, что следы имеют в длину сорок пять - шестьдесят сантиметров, и пальцы обращены в сторону, противоположную той, в которую животное двигается. Ширина следа около пятнадцати сантиметров. По моим предположениям, оно передвигается, опираясь на колени и голени, а не ступая на подошвы ступни. Эти существа известны под названием "джунгли адми" или "сонгпа". Одно из них причинило много беспокойства группе кули, работавших в декабре в лесу ниже Пхалута; они очень испугались и отказались идти туда работать. Я поспешил к месту происшествия, чтобы изловить зверя, но до моего прибытия лесник выстрелил по нему из ружья и спугнул его, так что я никого не нашел. Один старый чоукидар (сторож) из Пхалута рассказал мне, что часто видел там такие следы на снегу, и подтвердил их внешний вид и размеры.

    Ни один англичанин никогда не слышал об этом животном, но все местное население расположенных в горах деревень известить меня, как только зверь снова появится где-нибудь поблизости.

    Никаких дальнейших сообщений о непрошеном посетителе не поступало.

    Можно, однако, привести еще ряд, относящихся к периоду до 1921 г., указаний о существах, сходных с человекообразными обезьянами; сообщение полковника Говард-Бери о следах на Эвересте, напоминающих человеческие, не имело бы почти никакого значения, если бы за ним не последовало открытие, что название "Abominable snowman" - "Отвратительный снежный человек" относится именно к владельцу ног, отпечатки которых он видел. Это выражение принадлежит Генри Ньюмену из Дарджилинга; тот перевел с тибетского языка слова метч канг-ми: канг-ми означает снежный человек, а метч - мерзкий или отвратительный.

    В течение двадцатых и тридцатых годов не раз поступали сведения о том, что видели следы и даже самих животных в разных районах Гималаев, от границы Бирмы до Каракорума. Наиболее интересные данные приведены А. Н. Томбаци в его "Отчете о фотограмметрической съемке массива Канченджанга". В 1925 г. Томбаци, бывший тогда сотрудником индийской фирмы "Братья Ралли", расположился лагерем в Сиккиме вблизи от перевала Зему. Вдруг шерпы вызвали его из палатки и в большом волнении заявили, что видели йети.

    "Вначале из-за яркого света было трудно что-либо разглядеть, но вскоре на расстоянии 250 или 350 шагов вниз по долине я увидел какое-то существо. Его очертания несомненно напоминали человека; оно шло на двух ногах, время от времени наклоняясь, чтобы сорвать засохший рододендрон. На фоне снега оно казалось темным, и на нем, по-видимому, не было никакой одежды. Примерно через минуту оно вошло в густой кустарник и исчезло. Я осмотрел следы, напоминавшие человеческие, хотя в длину они имели всего пятнадцать-восемнадцать сантиметров.

    Можно было ясно различить пять пальцев и выемку ступни, но пятка отпечаталась очень слабо. Следы безусловно принадлежали двуногому существу. Из расспросов я узнал, что ни один человек не бывал в этом районе с начала года. Кули, конечно, вспомнили кучу фантастических легенд о демонах и снежных людях. Я нисколько не поверил всем этим увлекательным небылицам, хотя рассказы местных жителей и звучали довольно правдоподобно, но прийти к какому-нибудь определенному заключению не в состоянии. Могу только с уверенностью повторить, что силуэт таинственного существа ничем не отличался от очертаний человеческой фигуры"." (Р.Иззард, "По следам снежного человека" М. 1959)

Не подлежит сомнения, что капитан Уэддел только привлек общее внимание к основательно забытому, но известному во всей Европе по крайней мере в течение всего средневековья. Иногда, этих существ называли Вудеваса.

Грубые булавы, являющиеся непременным атрибутом вудеваса, всегда изображаются одной и той же формы и величины и почти всегда в левой руке, даже если правая свободна. Но еще более убедительная деталь - это та тщательность, с которой они выписывают ноги существ разных типов. Именно форма ступни в большей степени, чем какая-либо иная анатомическая деталь, отражает различие между гоминидом и Pongid antropoid. Примером этого может служить иллюстрация из книги - она имеется в каталогах библиотек, а оригинал находится в библиотеке Моргана в Нью-Йорке, - озаглавленной "Фолиант Дайсона Перринса". Подпись под иллюстрацией гласит (заглавная буква выполнена в виде фигуры животного): "Поклонение Маги; лесные жители спускаются по реке, а один из них, оседлавший золотую птицу и вооруженный булавой и щитом, сражается с серебряными русалками, верхняя часть тела которых закрыта защитными панцирями".

 

Фрагмент изображения 15 века "Поклонение Маги"

    Морфология лесных жителей, изображенных на этой картине, представляется гораздо более важной, чем предметы, которые они держат в руках. Это люди небольшого, роста, с короткими ногами и длинными руками. У них сравнительно крупные головы с густыми короткими волосами и окладистыми бородами, растущими под подбородком. У них выступающие и "нависающие" надбровные дуги, большой нос, широкий рот с пухлыми губами - отчетливо видно, что это чернокожие люди с блестящими, словно отполированными лицами. Очень много усилий художник приложил для детальнейшего изображения семи рук и двух ног этих персонажей - одна из этих тщательно выписанных ног является левой ногой второй фигуры на заднем плане, стоящей на речном песке в фас.

     

    Средневековая европейская иллюстрация "Борьба в лесу"

    Другая нога принадлежит всаднику на птице - это передний план, нога показана в "полупрофиль". Эти ноги, точно так же, как и руки, совершенно человеческие, с прижатым (ни в коем случае не оттопыренным) большим пальцем. Другими словами, несмотря на весьма анималистический способ передачи морфологии, по двум параметрам эти лесные жители предстают, вне всякого сомнения, как люди - это использование орудий защиты и нападения и форма ног. Значение последнего факта трудно переоценить.

     

    Иллюстрация из книги Хоппиуса "Антропоморфизм" (Энларген, 1760 год) -

    "Троглодит", "Люцифер", "Сатир" и "Пигмей"

    В книге Хоппиуса "Антропоморфизм" (Энларген, 1760 год) также есть очень любопытная иллюстрация. На ней изображены четыре антропоида, обозначенные соответственно как "Троглодит", "Люцифер", "Сатир" и "Пигмей". Первые три стоят прямо, у Люцифера маленькй хвостик, растительность на лице, волосы только на бедрах, а в правой руке он держит прямую палку (похоже, это также рисунок Геснера). Большие пальцы ног оттопырены. Сатир коротконогий, пузатый, с -большой головой, нелепый, весь покрыт шерстью, а ступни у него - обезьяньи. Пигмей сидит на стуле, в правой руке держит прямую палку,- тело его целиком покрыто шерстью, обезьянье лицо, длинные пальцы сложены почти в замкнутые окружности (часть пальцев изогнута внутрь, к ладоням, часть - наружу), и, если сравнивать с приматами, его ступни напоминают конечности лангура (Langur).

     

    Однако троглодит (предположительно женщина) - несомненно, человек, хотя и несколько тучный. Он (или она) гладко выбрит, на голове короткие курчавые волосы, у него (нее) человеческие руки и маленькие ступди. На этой иллюстрации мы обнаружили свидетельство соединения анатомических деталей обезьян и мартышек, а также человека и обезьян. Люцифер и пигмей держат палки;, однако и в остальном все, кроме троглодита, в той или иной мере наделены человеческими качествами, но все они по пропорциям и позам явно не люди. Здесь, лишь троглодит, или же "пещерный человек", выступает как истинный дикий человек.

    И эта фигура, и иллюстрация Бонтиуса, несомненно, представляют собой изображения вудеваса, хотя и перенесенного в другие места действия и значительно более очеловеченного, чем на картинах раннего периода. К XVI веку воспоминания об исходном вудеваса отчасти стерлись, а в сознании художников и натуралистов произошел настоящий переворот, поскольку из Африки и с Востока (и даже из тропической Америки) начался массовый ввоз различных приматов - на все эти события наслаивались легенды и мифы прошлого в сочетании с растущим скептицизмом и жесткими нормами, требовавшими безоговорочного следования библейской версии создания мира и человека. Однако до XV века волосатых гоминидов продолжали считать самыми первыми жителями Европы, что подтверждает чудная картина в Британском музее, изображающая сценку, которая в псалтыре королевы Марии именуется просто "проказой": поросший шерстью дикий человек убегает от собаки, а навстречу ему мчатся еще два пса. (А. Сандерсон, "Твари")

Читатель может задать вполне резонный вопрос: а не имеем ли мы дело с фольклорным персонажем вроде русалки или лешего? Вполне возможно - однако, такое предположение не закрывает проблемы - скорее, наоборот. Дело в том, что родство меджу "лешими" и Снежным человеком - это предмет давнего обсуждение. Не будем утверждать, что Снежные люди - прототипы образа лешего; исходя из концепции АЯ, которая здесь излагается, могло быть и наоборот - но вот сходство между этими образами чрезвычайно велико.

Фольклорная традиция описывает "диких людей" как неких духов стихии - думается, под этот образ можно без особой "обработки напильником" подвести любое АЯ.

    Крестьянский сын спросил отца: "Тятьк! Што это такое - дьявол, шут, черт, леший, домовой, окаянный? Какое различие между ними?" - "Различия почти меж ними нет никакого, а только названия разны", ответил отец и поведал сыну легенду, которую я привожу здесь в ее вологодском варианте: Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а черта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. "Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы" (Заварицкий Г.К., "О том свете и об этом. Рассказы Саратовского Поволжья // Этнографическое обозрение" М., 1916, 1-2. С. 72-75)

Вместе с тем, мифологический материал привязывает "диких людей" не только к духам но и к существам из плоти и крови:

    Плиний Старший в "Естественной истории" как бы между прочим, без вступления и пояснения, дает сатирам предельно лаконичную, но чрезвычайно важную характеристику: Satyris praeter figuram nihil moris humani - "У сатиров, кроме телосложения, нет ничего человеческого" (Plinii. Naturalis Historia. V. VIII. ) . Более словоохотлив в этом отношении Раймунд Луллий, знаменитый испанский (каталанский) философ, теолог, миссионер, поэт и писатель XIII века. Ф.И.Буслаев, в работе "Этнографические вымыслы наших предков", приводит выдержки из книги "Великая и предивная наука богом преосвященного учителя Раймунда Люллия". Например, такое поучение: "Ведати подобает иже не всякое существо, образ человека плотской имеющее, человек есть. ... Сатиры, или лесняки косматые, подобны людям, и си не суть человеки. Обезьяны, аще лицем, брадою и многим человеку подобны, но не суть человеки. Не по плоти убо и изображению, истинным человекам подобному, но по разуму и по провидению человек истинный познавается" (Буслаев Ф.И., "Этнографические вымыслы наших предков" М., 1868. С. 5, 6. ).

    Итак, сатиры, они же лесняки косматые" - подобны людям, но не суть человеки". Тут же упомянуты обезьяны, однако, совершенно ясно, что между ними и сатирами нельзя поставить знака равенства.

    В XII веке, в Персии, современник и ученик Омара Хаяма, поэт и ученый Низами Арузи, родом из Самарканда, в сочинении "Собрание редкостей", сравнивая низших и высших животных, пишет следующее:

    "Однако нет никого более неполноценного, чем червь харатин. ...И первичное животное - он, а последнее - наснас. Это животное, которое обитает в пустынях Туркестана, у него вертикально поставленное туловище, прямой рост и широкие ногти. ...Итак, после человека - он самый благородный среди животных, сходный с человеком в нескольких отношениях: первое - прямизной стана, второе - шириной ногтей и третье - волосами на голове" (Низами Арузи Самарканди, "Собрание редкостей, или Четыре беседы" М., Изд. вост. лит., 1963. С. 33. )

    Имеет ли наснас отношение к нашей теме? Сомнение устраняет примечание востоковеда в указанной книге Низами Арузи: Наснас - термин для обозначения сказочного существа, получеловека, полузверя. Этим же термином именуется человекообразная обезьяна, орангутанг" (Низами Арузи Самарканди Собрание редкостей, или Четыре беседы. М., Изд. вост. лит., 1963. С. 33. ) . Современный иранский этнограф Садек Хедаят поясняет термин наснас" словами человекообразные дивы", а также термином фавн" (Хедаят Садек. Нейрангистан. В кн.: Переднеазиатский этнографический сборник. М., Изд. АН СССР, 1958. Т. 1. С. 327. ) . (Д.Баянов, "Леший по прозвищу Обезьяна")

 

Джон Грин и его коллекция отпечатков

 

Отпечаток Снежного человека, фотография Эрика Шептона 1951 года

    Одним из главных антропоиорфных демонов русских лесов является леший (лес, лесовик, большак, хозяин, авдошка). Леший - от слова лес, то есть живущий в лесу. Во многих рассказах он выступает, как Хозяин леса, покровитель диких зверей и птиц. Кроме лешего, в лесах проживают моховики, болотники и т.п., напоминающие обезьян. В общем, леший - это Дух леса, образ, сложившийся в незапамятные языческие времена. В Западной Европе ему соответствуют пан и сатир.

    Леший нередко появляется в сопровождении нескольких волков, ему подчиняются все лесные звери и птицы, он защищает их и перегоняет с места на место, угоняет от лесного пожара и т.п. С.А.Токарев записал рассказ одной старухи из Калужской губернии: Гляжу, валят из леса медведи, волки, лисицы, зайцы, белки, лоси, козы - одним словом всякая лесная живность, и каждая своей партией, с другими не мешается. И все мимо меня с лошадьми, и не смотрят даже на нас, а со зверьём и САМ....

    Часто лешего описывают то ростом с колокольню, то, что он может менять свой рост. Но попадаются рассказы, в которых он описывается без всяких фантастических признаков, как, например: Сама, батюшка ты мой, видела, такой большущий-пребольшущий, бородища длинная, сам-то весь голый, вот как есть человек, а руки-то волосатые, мохнатые.

    В сборнике Н.Е.Ончукова Северные сказки приведены многочисленные рассказы о том, как леший пугал людей хохотом и криками, хлопаньем ладоней, водил по лесу, как разговаривал с ними, как увёл из деревни девушку.

    Нередко охотник рассказывает о том, как он выстрелил в лешего, а тот заграял да потерялся. (В.Макаров, "Атлас Снежного человека")

На самом деле, в этом нет ничего странного - "хозяином" местности часто представляют какое-либо сильное животное - медведя, льва или огромного сома в реке. Люди нуждаются в персонализации - чаще всего просто для собственного спокойствия. Однако, такая персонализация может быть обращена как на реальное существо так и на мифологический персонаж. С чем мы имеем дело, говоря о Снежном человеке?

 

След Снежного человека, сфотографированный

Игорем Бурцевым в Кузбассе (2009)

 

След, обнаруженный в районе деревни Боровики

(Кировская область) в 2008 году

На первый взгляд, все очевидно. Если и существует криптозоологическое чудо, оставляющее после себя следы, то это именно Снежный человек. Отпечатков его ног, надежно зафиксированных, известны тысячи. Беда только в том, что они - по крайней мере, их статистическое распределение - никоим образом не соответствует такому же распределению у рассказов очевидцев.

Посмотрите на эти фотографии. Они, конечно, отличаются друг от друга (см, например, статью М.С.Трахтенгерца "Об одном типе следов гималайских гоминоидов") - но все они, безусловно, антропоморфны. Это просто очень большие человеческие отпечатки. Даже четырехпалый след, найденный в 1981 году группой Мэлса Дехканова, вписывается в это утверждение: хотя никаких следов увечья или потери пальца на отпечатке не заметно, мы имеем дело с "обыкновенной" человеческой стопой, только очень большого размера.

Мы уже сталкивались с шестипалым следом в рассказе Ефима Будыгина из Усть-Цильмы. А что можно сказать по поводу такого наблюдения:

    Карданов Гебраил Машевич: В 1964 году летом я работал на птицеферме. В помещении фермы ночевали две птичницы, а я спал на своей подводе (я был до этого возчиком). На 4-й день в ночь с 1 на 2 августа, в 12 часов ночи я услышал какой-то плач. Кто-то поплачет, потом помолчит и снова плачет. И всё ближе и ближе. Я думал шакал. Ещё до этого стреноженная лошадь, которая паслась около меня, перестала жевать, стала храпеть и убежала. Я поднялся посмотреть, что её испугало. Вижу, что ко мне идут четыре человека. Вначале подумал, что это люди ко мне. Пошёл им навстречу. Когда приблизился, то увидел, что это не люди. Впереди идёт огромная самка. Лицо страшное, вся волосатая. Около двух метров ростом, плечи широченные, руки в обхвате, как моё бедро. Очень большие груди висят. На ней было какое-то разорванное платье. С ней рядом подошли трое поменьше. Двое, как моя 12-летняя дочка, третий ещё меньше. Вроде бы плакали, только малыш молчал.

    Я сильно испугался и ушёл в помещение. Утром дома я об этом рассказал родным. Наша соседка, старая женщина, сказала мне: Ты их не бойся, они не тронут. Только, ради Аллаха, не обижай их. Их не надо обижать, ни в коем случае не ударь, не стреляй. Они не обидят. После этих разговоров я уже не боялся.

    На следующую ночь они опять пришли, но я уже не прятался в доме. Ходили каждую ночь до 8 августа. Причём всегда приходили в одно и то же время, ровно в 12 часов. Я по часам смотрел. Я говорил им спокойно, по-кабардински: Уходите, пожалуйста, отсюда. Никто вас сюда не звал, вам здесь делать нечего. Уходите, пожалуйста, прошу вас. Когда я их прогонял, баба ворчала.

    Потом три ночи не приходили, а потом три ночи снова являлись. Потом пять ночей их не было, а потом снова ходить стали. Так продолжалось до 20 августа, когда ферму перевели в другое помещении (километрах в 2-х от этого места).

    Они всегда приходили со стороны леса и туда же уходили. При этом они каждый раз переходили через железную дорогу. У бабы след был длинный, примерно 40 см, глубокий, видно, что тяжёлая. След как человеческий, только пальцы очень длинные, как у человека на руке. У её спутников следы почти такие же, как у матери, у маленького поменьше. Ходят спокойно. Баба руками сильно машет, а дети поменьше. (В.Макаров, "Атлас Снежного человека")

Здесь говорится о стопе, которая скорее свойственная не человеку а обезьяне - но подобных отпечатков следов не зафиксировано...

    "Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза - один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голым, у рук имеете пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужеска пола. Отставной урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд". Ежегодник Тобольского губернского музея, Тобольск, 1907 год.

    Так начинается одно из самых странных, неразгаданных дел, которые когда-либо велись в уголовной практике царской России. Документы о нем хранились в городе Салехарде в архиве краеведческого музея. Дело было донесено тобольскому губернатору и губернскому правлению. Далее следуют объяснения участников происшествия. Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище, облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 саженей сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оное чудовище, которое и пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия при нем никакого не было, "ростом 3 аршина (2.1 м.), мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с когтями, для испытания разрезывали тело, которое имеет вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего оставили без предохранения на том месте".

    Земскому исправнику дано приказание найти тело существа, но местные жители долго отказываются показать место, где оно убито, а потом приводят на поляну, на которой не было никаких следов. Так и осталось дело под названием "Березовское чудо" нераскрытым." (В.Пушкарев, "Что же это - миф или реальность?")

Такое существо - с когтями на руках и без пальцев на ногах - во-первых, никак нельзя назвать человеком - ни Снежным, ни диким ни еще каким-либо. Да и следов таких не встречалось... Разумеется, каждое сообщение нельзя принимать всерьез - но такого рода сообщения вовсе не единичны.

Мы уже говорили о психологическом воздействии "Снежного человека", когда рассматривали общие свойства аномальных явлений. Настало время убедиться, что все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

В книге Норгея Тенцинга "Тигр снегов" можно найти следующие строчки:

    Вот что рассказывал мне отец

    Впервые он встретился с этим странным животным на леднике Барун, около горы Макалу, недалеко от Тсачу, где я родился Он столкнулся с ним неожиданно и так близко, что видел его совершенно отчетливо Йети напоминал большую обезьяну, с той только разницей, что у него были очень глубоко сидящие глаза, а голова заострялась к макушке Тело животного покрывала сероватая шерсть, причем росла она очень примечательным образом выше пояса вверх, ниже пояса вниз (Такое расположение волос отмечают многие наблюдатели М. Б.) Это была самка с отвислыми грудями, ростом около метра двадцати сантиметров.

    Она передвигалась на задних конечностях, придерживая груди передними Отец, конечно, испугался Но и йети тоже Зверь вдруг круто повернул и стал карабкаться вверх по крутому склону, издавая резкий свист, затем скрылся После этого отец долго ждал беды, потому что многие утверждают, будто увидевший йети должен вскоре умереть (Конечно, после такой встряски волейневолей любой человек и передрожит, и переболеет Так ощущают себя многие люди в разных странах МБ) Отцу, однако, повезло, он не умер Но, по его словам, он болел после этого случая почти целый год.

Разумеется, всерьез сообщение о болезни никто тогда не принял. Его посчитали одним из непальских суеверий, каких много в горах. Не приняли несмотря на то, что уже была известна история, пересказанная Ральфом Иззардом:

    "Однажды отец Тенцинга пережил несколько тревожных минут, встретившись с йети у пастушьей деревни Мачерма.

    Тенцинг-старший перегнал своих яков и коз в Мачерму на летние пастбища. Как-то раз он по обыкновению погнал скот вниз в долину, но вдруг увидел, что испуганные животные жмутся друг к другу. Он схватил свою палку, опасаясь нападения волка или барса, но, оглядевшись, с изумлением увидел, что причиной тревоги был, как ему показалось, маленький человек, который спускался по склону горы к протекавшему посреди долины потоку. Это существо ростом около полутора метров было покрыто рыжевато-бурой шерстью.

    Череп имел конусообразную форму, волосы на голове отличались исключительной длиной и свисали на глаза животного. Черты лица напоминали обезьяну, но рот с выступающими вперед зубами был очень большой. Существо шло на двух ногах, подобно человеку. Теперь Тенцинг-старший сам страшно испугался; он не сомневался, что перед ним йети, и, погнав обратно вверх своих яков, не нуждавшихся в понукании, забрался вместе с ними в одну из каменных хижин и запер на засов дверь. Это не остановило йети, который прыгнул на крышу и принялся ее разбирать (дело нетрудное, так как крыши в Мачерме из дранки, укрепленной камнями).

    Тогда Тенцинг-старший в надежде прогнать йети развел костер из сырых сучьев карликового можжевельника и, чтобы дым был более едким, подбросил в огонь добрую пригоршню сухого красного перца. Это произвело желаемое действие, так как, сбросив часть крыши на несчастных яков, йети соскочил на землю и стал бегать вокруг хижины, дрожа от бешенства, вырывая мелкие кусты и выворачивая камни из земли. Наконец, йети ушел вверх по склону горы, оставив на снегу широкие следы. Вскоре после этой встречи Тенцинг серьезно заболел, что шерпы естественно приписали "напущенной йети порче"."

Еще один фрагмент:

    Как писал журнал "Непал тревеллер", последний раз в 80е годы (потом этих "последних" будет еще много) "снежного человека" в Гималаях видел англичанин Джон Пол Девидсон. Его группа участвовала в экспедиции в долину Менлунг в Тибете. Экспедиция была не совсем простой, ибо поиск йети был одной из ее главных задач. После долгих бесплодных блужданий именно руководителю съемок повезло. Он обнаружил цепочку следов на заснеженном склоне возвышающейся над долиной горы. С заколотившимся от волнения сердцем он начал карабкаться по склону, но через некоторое время остановился, остолбеневший: прямо над собой Девидсон увидел за большим камнем темный силуэт огромного существа, которое молча наблюдало за его приближением. "Меня охватило странное жуткое чувство, я не мог двинуться с места", делился позже он пережитым. В сообщениях об этом случае не говорится, был ли у героя происшествия в руках его профессиональный спутник кино или фотоаппарат. Ибо свидетельств об онемении, парализациях разного рода мы уже читали немало. Хотя и о том, что люди забывают о наличии разного рода приборов и аппаратов, мы тоже наслышаны. Зато тема обогатилась еще одним декларативным заявлением: "Я абсолютно уверен, что йети существует", сказал известный альпинист Крис Бонингтон, возглавлявший экспедицию. (М.Г.Быкова, "Снежный человек: Новая география поиска.")

Следующий рассказ пришел из Южной Америки:

    В статье из "Мьюзеум джорнел" (Филадельфия, т. 4, 3 за 1915 год) о гватемальской мифологии содержится обобщенная информация о том, что в джунглях этой страны обитает чудовище ростом выше любого человека, выглядящее как нечто среднее между обезьяной и человеком. Его тело якобы хорошо защищено густым волосяным покровом. Причем волосы обладают такими свойствами, что их не пробивает пуля. Преследовать его по следу невозможно, так как оно может поворачивать ноги пятками вперед, чем он обычно сбивает со следа. Речью не владеет. Может ломать самые большие деревья в лесу. Называют его сисемит или сиземит.

    Там же приводится рассказ безымянной женщины, сюжет которого нам не безразличен, ибо он относится к разряду кочующих по всему земному шару.

    ...Молодая пара поселилась в хижине в лесу для уборки урожая с близлежащего поля. Жена Розалия, повредив ногу, была вынуждена остаться в хижине с собакой, когда Филиппе ранним утром отправился в поле. Немного поработав, он почувствовал в теле дрожь, которая характерна для контактов людей с тем, кого мы называем "снежным человеком", а народ Гватемалы сисемитом. Филиппе ощутил сисемитскую дрожь и немедленно вернулся в хижину. Там он обнаружил только смертельно испуганную собаку.

    Все последующие события обвинения самого Филиппе в убийстве своей жены, тюрьма, коллективная попытка охотников разыскать женщину и прочее на первый взгляд не имеют прямого отношения к нашему повествованию. Долго ли, скоро ли, но сисемит в этой местности был обнаружен. Его спутница, пойманная охотниками, пыталась вырваться. Когда ее уводили, она все время оглядывалась, так как ее друг непрерывно кричал, размахивал руками, держа в них то ли маленькую обезьянку, то ли собственного детеныша. Затем он спустился с холма, бросил ребенка и с устрашающим видом стал выламывать огромные ветви и бросать в похитителей.

    Возвращенная к людям самка, потерявшая всю привлекательность облика, не говорила ни слова и не испускала никаких звуков. Она отказывалась от пищи и через несколько дней умерла.

    Можно сделать вывод: либо обнаружили не ту, которую искали, либо у нее налицо были все признаки психического потрясения. Отказ от еды и быстрая смерть в неволе, скорее всего, присущи сисемиту, как в других местах гульбиявану и прочим героям нашего повествования. (М.Г.Быкова, "Снежный человек: Новая география поиска")

    "Мне пятьдесят пять лет. Из них здесь я живу тринадцать. И за все это время со мной лично один раз был такой случай, что второй раз не хочу, чтобы это повторилось.

    Накануне вечером наломал я табак и решил оставить листья до утра в поле. А ночью стало дождить, и тогда мы с женой пошли за табаком. Было часа четыре ночи. Мы шли и разговаривали. Я за собой коня вел. Подошли к этому вот месту, здесь колодец, где коровы пьют. Как раз луна выглянула. Вдруг слышим: в кукурузе что-то сильно шелестит. Жена испугалась: что это? Я говорю, не бойся, наверное, собака бежит... А сам вижу: по кукурузе к нам бежит черный высокий, как столб, человек. В плечах - полный. Лошадь сразу захрапела и стала вырываться. Держу за узду, не выпускаю. Сам сильно испугался.

    Смотрю, а тот человек по кукурузе бежит прямо к зарослям ежевики. Там особенно кукуруза высокая, и он с ходу хотел перешагнуть кусты, но за ежевикой земля сразу ниже на полтора метра, как бы трамплин, потому что выбрали песок, и получился маленький карьер. И с той стороны нас не видно. И вот перескочил он кусты ежевики, у самых наших ног с размаху плюхнулся. Тут я увидел, что это вроде мужчина, весь черный и совсем без одежды, здоровый такой. Лица не рассмотрел, только видел, что он весь в длинных волосах. Я со страху хотел на него навалиться, а жена за рубашку схватила, назад тянет, приговаривает: "Да куда ты?" Тут я зрение потерял, будто куриная слепота нашла, нагнулся, пытаюсь на ощупь схватить его, а его уже там нет... Жена говорит: "Вот он!" И снова мы услышали, как сильно зашелестело по кукурузе.

    Потом жена объяснила: когда я нагнулся, он увернулся и взлетел назад в кукурузу... Мы растерялись, пошли дальше, не соображая ничего. Прошли метров десять, я сказал: "Дома ребенок, если он придет туда, может задушить его". И мы быстро вернулись домой. Заснуть уже не могли. Думали о том человеке, удивлялись, как он на нас не напал.

    Утром чуть свет собрали соседей, рассказали все, и с собаками пошли рассмотреть место происшествия. Там, где он плюхнулся, кукуруза была вытолчена, летел он от ежевики метров семь. Следы его вели в кукурузу, после дождя они были хорошо видны. Каждая ступня от пятки до пальцев сантиметров сорок, не меньше. Bcve соседи смотрели, слушали и удивлялись. Нашли в кукурузе место, где он лежал. А бежал он в горы. Болел я после этого. Теперь не задерживаюсь в поле. Как только стемнеет, иду домой, пусть там хоть табак, хоть дождь!

    Соседи такие следы видели, но никто именно этого человека не встречал. А еще сын видел такое существо, только то была женщина..." (Запись Р. Сварчевского). (М.Быкова, "Легенда для взрослых")

Такие случаи есть, таких случаев довольно много. Но еще больше сообщений, в которых Снежные люди никаких особых способностей не проявляют. Причем, нельзя говорить о том, что психологическое воздействие из рассказа "ради правдоподобности" удалено - посмотрите, и увидите, что сделать такое невозможно:

    Другой очевидец, разысканный В.А. Хахловым, несколько месяцев наблюдал дикого человека в районе реки Манас, или Дамь, впрочем в письме к П.П. Сушкину (1914) В.А. Хахлов пояснял, что это -скорее направление, откуда идут сведения, а рассказы очевидцев более точно могут быть приурочены к берегам озера Аир-нор или Таш-нор, и урочищу Торгоут-уткуль. Объект наблюдения на этот раз - существо женского пола, жившее прикованным на цепи на какой-то небольшой мельнице, пока, наконец, не было отпущено на волю. Это существо очень редко подавало голос и было тихим и молчаливым. Только при приближении к нему оно скалило зубы и издавало визг. Лежало и спало оно очень своеобразно - как верблюд по выражению рассказчика, а именно на подогнутых под себя коленях и локтях, немного расставленных, положив голову лбом на землю, причем кисти рук располагались на затылке (в этой позе подчас спят маленькие дети, имеются сведения, что так спят тибетцы).

    Очевидно, именно таким положением во время сна на каменистой почве объясняется, что у данного экземпляра на локтях, коленях и лбу кожа была грубая как подошва у верблюда. Из предлагаемой ей пищи пленная самка дикого человека ела только сырое мясо, некоторые овощи и зерно, причем последним главным образом ее и кормили. К вареному мясу не прикасалась, к хлебным лепешкам начала привыкать позднее. Иногда схватывала и ела появлявшихся поблизости насекомые. Пила или припав к воде, (как лошадь), или макая руку и слизывая стекающую воду. Когда невольницу отпустили на свободу, она, неуклюже переступая, болтая длинными руками, убежала в камыши, где и скрылась.

    Приводит В.А. Хахлов и запись рассказа проживавшего на Алтае отставного солдата, которому в 60-х годах пришлось побывать в Джунгарии , южнее оз. Улюнгур, и во время охоты на кабанов в тростниках вместе с офицером увидеть и схватить вышедшую из тростников странную дикую женщину, всю покрытую волосами. У нее были покатый лоб, глубоко впавшие глаза, большие челюсти, короткая шея. Руки ее выглядели длинными, ступни ног были широки, как растоптанные башмаки, - таких ног никогда не увидишь у людей. Пойманная вырывалась, издавая визг. Как только ее отпустили, она убежала в камыши, широко расставляя ноги, как будто у нее на каждой ноге было привязано что-то тяжелое. (Поршнев, "Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах")

Можно предположить, что опасны только встречи один-на-один, против нескольких охотников возможности существа сильно уменьшаются. Но есть свидетельства, этому не соответствующие:

    Машуков Губы: Алмасты я видел не меньше 20 раз в верховьях реки Псыгансу. Расскаху о нескольких встречах.

    Был я караульщиком у помещика. Вдруг алмасты ко мне подошёл, начал когтями царапать мне подошвы, думал кожу сдерёт. Схватил ружьё и выстрелил. Он так закричал, что в селении слышно было. Но утром трупа не было. Он был очень высокого роста, наверное, мужчина.

    Один раз женщина алмасты заглянула в кош. Я выскочил с вилами и долго гонялся за ней вокруг коша. Через два дня я выкашивал дорожку для обозначения границы кукурузного участка. Нас было трое, двое ушли обедать, а я остался. Вдруг выскочила женщина алмасты, по-моему, та же самая, что и в прошлый раз, Схватила меня за рубашку, разорвала её. Как у меня косы не оказалось - сам не знаю. Я повалил её, а она схватила меня за ноги. Когда я закричал, она убежала.

    Алмасты коротконогие, узколобые, сутулые. Шерсть длинная, густая: яйцо положишь, не увидишь. У женщин длинные груди, Они часто расчёсывают волосы большими деревянными расчёсками большими зубьями. Таких расчёсок у людей нет. (М.Г.Быкова, "Снежный человек: Новая география поиска")

    "В 1930 году он был участником экспедиции, которую возглавлял некий Сантана. Они поднялись вверх по горному массиву Уатумак к истокам реки Урубу. Когда их лодка дошла до водопада, они решили пройти пешком через джунгли до водораздела Урубу. Через 2 дня они добрались до неизвестного ручья, и руководитель экспедиции решил далее двигаться вдоль него. Иносенсио оказался в той группе, которая пошла вверх по ручью, но после двухчасового марша он сбился с пути, погнавшись за стаей обезьян, так как надеялся подстрелить одну из них. Когда он осознал, что заблудился, день уже заканчивался. Иносенсио стал кричать и стрелять из ружья, но никакого ответа не услышал, если не считать истошных воплей обезьян и криков потревоженных птиц. Он попытался чуть ли не вслепую найти обратную дорогу, чувствуя, что в такой критической ситуации необходимо что-то делать, пока еще окончательно не стемнело.

    В конце концов, он взобрался на толстое дерево и устроился в развилке между ветвями. Ночь наполнялась характерными звуками джунглей, но Иносенсио чувствовал себя достаточно комфортно, как вдруг послышался крик, который он поначалу принял за зов человека, однако тут же осознал, что ночью никто не смог бы разглядеть его на дереве среди ветвей. Затем он вновь услышал этот крик, который звучал уже где-то поблизости и более отчетливо. Это был дикий и внушающий ужас звук. Иносенсио, очень напуганный, на всякий случай зарядил свое ружье. Тут этот крик прозвучал в третий раз, теперь уже совсем близко, и показался Иносенсио еще более ужасным, оглушительно громким и нечеловеческим.

    Примерно за 40лет до описываемых событий в этих местах проводилась ограниченная вырубка леса, и тогда самаумейра, падая, поломала своим стволом и ветвями другие, меньшие по размеру деревья. Именно оттуда доносился последний крик. Сразу после крика послышался звук шагов, как будто какое-то крупное животное очень быстро приближалось к Иносенсио. Оказавшись вблизи поваленного дерева, животное издало хрюкающий звук и остановилось. В конце концов, Иносенсио разглядел на поляне силуэт человека среднего роста. Ночное небо было безоблачным. Луны на небе не было, но бледный свет звезд падал на землю и кое-где пробивался сквозь непроходимые кусты. В этом полумраке Иносенсио увидел темную плотную фигуру, "которая стояла вертикально, словно человек".

    "Это существо стояло там, где остановилось, и было такое впечатление, что оно подозрительно присматривалось к тому месту, где находился я. Потом оно вновь зарычало так же, как и прежде. Больше я не мог бездействовать и выстрелил в него, даже не потрудившись как следует прицелиться. В ответ я услышал ужасающий рев и шум ломаемых кустов, Я очень испугался, так как подумал, что животное продирается сквозь кусты к тому месту, где я прятался, и поэтому выстрелил в ту сторону еще раз. Ужасное животное было ранено и, совершив прыжок, скрылось у старой самаумейры. Из-за этой баррикады оно издало ужасающее рычание, причем такое яростное, что, как мне показалось, задрожало даже то дерево, на котором сидел я. Незадолго до этого мне удалось побывать на охоте на ягуара, и я принимал в ней самое активное участие. Поэтому мне было хорошо известно, каким взбешенным может быть это животное, когда оно прыжками мчится по берегу. Но рычание того животного, которое напало на меня в ту памятную ночь, было намного ужаснее и страшнее, чем грозный рык ягуара.

    Я вновь зарядил ружье и, опасаясь еще одной атаки, выстрелил в том направлении, откуда доносилось рычание. Черная тень зарычала вновь еще громче прежнего, но потом начала отступать и, наконец, исчезла в глубине леса. Но время от времени до меня доносилось рычание животного, страдающего от боли, а потом все звуки смолкли. Начало светать".

    Но до тех пор, пока солнце не поднялось достаточно высоко, Иносенсио не осмелился спуститься на землю из своего укрытия. На поляне он обнаружил следы крови, сломанные ветки кустарника. Вокруг стоял какой-то отвратительный всепроникающий запах. Естественно, Иносенсио не осмелился пойти по следам крови, так как боялся встречи с этим существом: ведь теперь оно могло быть еще опаснее, потому что было ранено. Дождавшись, когда солнце взошло высоко, Иносенсио, наконец, добрался до ручья и присоединился к остальным участникам экспедиции, которые стреляли из своих ружей для того, чтобы он мог определить их местонахождение. "Я утверждаю, что видел "манигуари" (именно такое заявление Иносенсио сделал Пауло Салдане). Это существо вовсе не так защищено, как раньше считали люди. Они говорили, что существо можно смертельно ранить только в том случае, если вы попадете в его единственное уязвимое место: в середину брюшной полости. Не могу с уверенностью сказать, куда попала моя пуля, но готов поручиться за то, что животное было ранено, потому что всюду я находил следы крови" (А. Сандерсон, "Тайны Снежного человека")

Чем можно объяснить такое? Почему иногда при встречах людей поражает ужас а иногда - нет?

Некоторые из очевидцев почти прямо называют источник "психического воздействия" - это запах существа.

    Коль скоро бесы оставляют следы на земле, для нас не должно быть откровением и упоминание следа, оставляемого ими в атмосфере". Все упоминания такого рода, попавшиеся мне в фольклоре, относятся к демонам Востока. Согласно А.З.Розенфельд, от гульбиябана исходит резкий, нестерпимый запах, который ощущается на значительном расстоянии". В арабском же языке, - продолжает автор, - существует не очень деликатная поговорка, которую соблазнительно сопоставить с одним из признаков гульбиябана - воняет, как гуль" (азрата мин гул) ". В Рушане гульбиябан известен как вуйд (вайд). Он обитает в заброшенных строениях и испускает зловоние".

    Киргизские демоны - албарсты- имеют эпитеты "кара" (черный), "сары" (желтый) и "сасык" (вонючий).

    В горах Гиндукуша обитают духи "яш", огромного роста", их выдает скверный запах".

    Афганцы говорят, что от запаха албасты человек становится сумасшедшим". (Д.Баянов, "Леший по прозвищу Обезьяна")

Может быть, в этом, последнем наблюдении есть особенный смысл - беда, только, что "психическое" воздействие странных существ ослабевает по мере увеличения количества людей, с которыми он имеет дело одновременно - это видно из многих рассказов, в том числе приведенных здесь.

Двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких. (Коблов Я.Д. Мифология казанских татар // ИОАИЭ. Казань, 1910. Т. 26 Вып. 5. С. 429).

Алмасте может сделаться невидимой для людей, но всегда остается видимой собаками и лошадьми". (Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. Изд. АН СССР М., 1956. С. 58.)

Еще один случай приведен в книге Ралфа Иззарда:

    В статье, напечатанной в "Аргози" (февраль 1954 г.), участник Второй швейцарской экспедиции на Эверест 1952 г. Норман Г. Диренфурт утверждает, что 4 ноября 1952 г. йети совершил набег на его палатку, которая была установлена в лагере V на высоте около 7000 метров. Это произошло, по его словам, в час ночи. Он проснулся, чувствуя, что задыхается, и услышал скрип снега под чьими-то ногами, звяканье металлических бидонов и чье-то тяжелое дыхание. Ощущение удушья он приписывает невыносимому мускусному запаху, стоявшему в воздухе, несмотря на дувший снаружи ураганный ветер скоростью сто шестьдесят километров в час. Не в силах дольше выносить неизвестность, Диренфурт отстегнул полу палатки и вышел из нее, захватив ледоруб. Он ничего не обнаружил и наутро не увидел никаких следов на снегу - из-за ветра очень плотном. Однако шерпы настаивали, что в лагере побывал йети. (Р.Иззард. По следам снежного человека. М. 1959)

Похожие статьи: